Валерий Белоножко
Я много работаю, исследуя и анализируя тексты Франца Кафки. Мои работы постоянно пополняются и публикуются на этом сайте.
Новые темы
- Ab ovo. Франц Кафка с самого начала
- Между небом и землей. Авторское послесловие
- Между небом и землей (10) Ракета и ракета
- Между небом и землей (9) Число зверя
- Между небом и землей (8)
- Между небом и землей (7)
- Между небом и землей (6)
- Между небом и землей (5)
- Между небом и землей (4)
- Между небом и землей (3)
- Между небом и землей (2)
- Между небом и землей (1)
- Перевал Дятлова: Между небом и землей
- Перевал Дятлова. Продолжение 14
- Перевал Дятлова. Продолжение 13
- Перевал Дятлова. Продолжение 12
- Перевал Дятлова. Продолжение 11
- Перевал Дятлова. Продолжение 10
- Перевал Дятлова. Продолжение 9
- Перевал Дятлова. Продолжение 8
- Перевал Дятлова. Продолжение 7
- Перевал Дятлова. Продолжение 6
- Пленник «Замка» Франца Кафки
- Перевал Дятлова. Продолжение 5
- Перевал Дятлова. Продолжение 4
- Перевал Дятлова. Продолжение 3
- Перевал Дятлова. Продолжение 2
- Перевал Дятлова. Продолжение 1
- Перевал Дятлова.
Двадцать первый век - Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 19
- «Процесс» Дмитрия Быкова
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 18
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 17
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 16
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 15
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 14
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 13
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 12
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 11
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 10
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 9
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 8
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Часть третья
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 7
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 6
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Часть вторая
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 5
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 4
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 3
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 2
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 1
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Часть первая
- Влтава Франца Кафки
Реклама
Сосуд наполовину полон.
Называющие Франца Кафку самым "мрачным" писателем ХХ века, роман "Америка" , похоже, и не читали. Скорее всего они читали роман "Пропавший без вести". "Да раз это не одно и то же?" спросит наивный читатель и будет прав и не пправ одновременно.
Когда в начале этой статьи я задался вопросом: "Америка" ? "Пропавший без вести"? я точно так же мог задать вопросы: "Пессимизм"? Оптимизм?" ибо многое зависит от настроения-настроенности читателя. "Америка" настрой этот часто зависит и от указующей стрелки названия произведения.
Роман "Америка" писала юность Франца Кафка. Среди фотографий писателя есть фото 1901 года именно таким и представляется Карл Россман: спокойным, выдержанным, ожидающим. Очень привлекательным. И обладающим богатой душевной твердостью.
Если бы на форзаце книги была эта фотография, под впечатлением от неё читатель и острее, и напряженнее, и с большей надеждой следил бы за перипетиями героя романа. Таково призвание героя фотографии и героя романа ВИДЕТЬ МИР. Наше, квантовое, восприятие мира фиксирует удачи и огорчения, несчастья и красоты, но никогда ОБЛИК МИРА. Собственно, этой загадкой мы и мучаемся всю жизнь, по-ребячески-щенячьи тычась в первые попавшиеся на глаза вещ соблазн внешнего, поверхностного восприятия, соблазн внешних органов чувств, и скорбим, когда они нас обманывают. БУДДИЙСКАЯ МАЙЯ МИРА последовательно вызывает: интерес, наслаждение, разочарование. Но и закончив единожды этот урок, мы спешим на следующий точно такой же. Жизнь несмотря на вполне фатальный исход всегда оптимизм. "Америка" временные приступы пессимизма… что ж, они, может быть, и предуготованы для того, чтобы остановиться и призадуматься. Возможно, так нас воспитывает Провидение.
Удивительно, что Карл Россман лишен сего нашего обычного свойства. Словно Франц Кафка взял на себя весь комплекс пессимизма и передоверил его дневникам, очищая и без того трудный путь своего героя. И опять я возвращаюсь к сравнению Франца Кафки с Андерсеном: : Карл Россман ЭТО стойкий оловянный солдатик ХХ века. "Америка" может быть, единственная "детская" сказка Францка Кафки, я бы даже сказал рождественская сказка, недаром автор дарит своему герою воспоминание об игрушечном рождественском вертепе.
Таковое восприятие Кафки, естественно, противостоит общераспространенному, но в итоге ДУХ РЫЩЕТ, ГДЕ ХОЩЕТ, и не вина писателя. , что мировые события начала века, достаточно скорбные обстоятельства жизни самого писателя и его интерпретация (вплоть до, быть может, до литературной версификации и фальсификации) их вынудила критику, "Америка" следом и читателя, отыскивать этот дух по кругам ада, "Америка" не в горних высях.
Франц Кафка мрачен и опасен не более режиссеров триллеров и фильмов ужасов конца ХХ века. Просто писатель много раньше, возможно, неосознанно, понял психотерапевтическое воздействие произведений такого рода (кстати, Кафка был большим любителем кинематографа), к тому же дающих выход художественной фантазии. "Закаляться" Кафкой необходимо: если уж не дамасской, то домашней, златоусской выделки стали найдется применение на наших бескрайних просторах бедствий и возможностей.
Но и эта считанная со страниц надежда; похоже, Франц Кафка сознавал это. Вот почему он завещал сжечь свои произведения. Случись это, мы так бы и остались в прогале между ОПТИМИЗМОМ "Америка" и ПЕССИМИЗМОМ Пропавшего без вести". "Америка" сейчас мы вольны выбирать между полупустыи сосудом и сосудом, наполненном наполовину, согласно степени опустошенности или наполненности собственной души.