Валерий Белоножко
Я много работаю, исследуя и анализируя тексты Франца Кафки. Мои работы постоянно пополняются и публикуются на этом сайте.
Новые темы
- Ab ovo. Франц Кафка с самого начала
- Между небом и землей. Авторское послесловие
- Между небом и землей (10) Ракета и ракета
- Между небом и землей (9) Число зверя
- Между небом и землей (8)
- Между небом и землей (7)
- Между небом и землей (6)
- Между небом и землей (5)
- Между небом и землей (4)
- Между небом и землей (3)
- Между небом и землей (2)
- Между небом и землей (1)
- Перевал Дятлова: Между небом и землей
- Перевал Дятлова. Продолжение 14
- Перевал Дятлова. Продолжение 13
- Перевал Дятлова. Продолжение 12
- Перевал Дятлова. Продолжение 11
- Перевал Дятлова. Продолжение 10
- Перевал Дятлова. Продолжение 9
- Перевал Дятлова. Продолжение 8
- Перевал Дятлова. Продолжение 7
- Перевал Дятлова. Продолжение 6
- Пленник «Замка» Франца Кафки
- Перевал Дятлова. Продолжение 5
- Перевал Дятлова. Продолжение 4
- Перевал Дятлова. Продолжение 3
- Перевал Дятлова. Продолжение 2
- Перевал Дятлова. Продолжение 1
- Перевал Дятлова.
Двадцать первый век - Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 19
- «Процесс» Дмитрия Быкова
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 18
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 17
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 16
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 15
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 14
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 13
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 12
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 11
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 10
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 9
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 8
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Часть третья
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 7
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 6
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Часть вторая
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 5
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 4
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 3
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 2
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 1
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Часть первая
- Влтава Франца Кафки
Реклама
У Врат «Замка»
(Этюд о Франце Кафке)
Валерий Белоножко
1.
Между телом и телом —
Целый мир представлений о мире.
Можно петь а капелла,
Не пройти в одиночку пустыню —
Не случилось и этого с Кафкой,
С его мудрой альтернативой,
Как и пивом
По-есенински медленно завтракать.
И в прихожей у славы
Не толпиться средь бездари всякой,
И молчать на халяву —
Букой выглядеть,
Но не бякой.
2.
Модернизм подступал
То с отмычкой, то с фомкой, то с бритвой.
Начался карнавал
Перед Первой карательной битвой
За тевтонскую спесь,
За славянский поход на Босфоры.
Модернизм — это взвесь
Наркоты в олимпийском растворе.
Слово за слово — бред
Принимает портретный оттенок,
И в ответ
Революция строит застенок.
Новизна новизной,
Только кровь не по-клюквенны ала.
Неподдельный озноб
По ночам посещает кварталы.
А в расстрельных дворах
Добродушно рокочут моторы.
Никаких корона-
Ций поэтов,
Антично рыдание хора.
3.
Нужно Кафкою быть,
Чтобы строить отдельный шалашик.
«Замок» — старая быль,
Нам рассказанная не по-нашенски.
Не несчастен герой —
И паломник и проходимец —
То в одной, то в другой —
Бесполезный, как воздух, гостинец.
Имена, но не женщины сами, -
Его утешенье.
На халяву пристроят на сани,
Принесут угощенье
За то, что и не заработал.
Землемерствовать К.,
Если правду сказать, нет охоты.
Он чиновничий бред
Почитает Омегой и Альфой.
Он прошел белый свет
Большаком, бездорожьем, асфальтом.
На кудыкины горы
Понесло его с пылу и сдуру.
С ходу ввяжется в споры
И дружен с любой авантюрой.
Ни кола ни двора,
Но всегда — при ночлеге и хлебе.
Вроде, это — игра,
Но вокруг недовольны соседи.
4.
Это — автор?
Франц Кафка?
Писатель?
Чиновник?
Жуир?
Женознатец?
Сколько нужно иметь
Дополнительных качеств,
Чтобы строить не карточный домик,
А «Замок»,
Позабыв про гекзаметр?
Кстати, Маркс был тотально забыт
Вместе с крупной и мелкой монетой.
Нет в романе ни слов «еврей»,
Даже — термина «жид».
Эту справку Макс Брод умудряется мне одолжить,
Чтоб напомнить о
Сионизме.
Кафка тупо смолчал о подобной трактовке.
Я
Без подготовки
Не готов отрицать эту версию друга писателя
Из колена Иуды
С канонической рифмой — «предателя»
Нам, читатель, сусальной полуды романа
(Впрочем, не без обмана).
5.
Гей, славяне, евреи и прочие пражские швабы
От Градчан
И до
Вышеграда —
То распри — разборки, то дружбы.
Кстати, нету в романе и слова «оружие» —
Пацифизм — панацея.
Только маленький красный флажок —
Пионерская, впрочем, затея.
Экшн тоже отсутствует напрочь,
В дрему вгоняя читателя,
Покупатель грозит незабвенному автору
Указательным дактилем.
Я сумел бы продолжить реестр не имевшего быть.
Повседневность и быт
Вопиют:
«Никакого любовного чувства!»
Искусство
В этих
Нетях —
Как время в лапландском брегете...
6.
Итак, говорить о романе — молчать о сюжетных извивах.
Красивость
Здесь напрочь отсутствует,
Как мезозоя — в сутках.
(А всей канители в романе —
Чуть меньше недели.)
7.
Мне автор не смотрит в глаза:
Я ему — не пожива.
Роман этот — просто вокзал
С откровением шпал,
Но настроены рельсы на лживость.
Они
Никуда не ведут,
Всего менее — в Замок.
Иностранность —
Не языка,
А мыслительной плоти поэта.
Бабочки
Пилотаж
В предсмертном полете.
8.
К. —
Это буквально буква,
Как река
В берегах
Туманным утром.
Инициал — галун
Пришпандорен к шапке героя.
Сюжет
Не
Вероломен,
Но вот так же погибла Троя
На глазах слепого Гомерав
В черт его знает каком году до нашей эры,
До нашей
В гениальность Кафки
Сомнительной веры.
9.
Теперь — о женщинах.
Ныне и присно
Обычно сюжет ими взвинчен и влеком.
В Деревне они — непритязательное монисто,
Чиновничий исполком.
Лжеземлемер, собственно, — лжелюбовник.
Хитер, себе на уме, упрям.
В Замке ему не обнаружить ровни,
Пасует перед ним
Даже равнодушный, как памятник, Кламм.
Фрида ли, Пепи ли —
Какая тут, впрочем, разница?
Фелиция, Грета —
Просто эпистолярный узор.
Что же касательно эротического сюжета,
Кафка и тут
Оказался поэтически возбужден.
Слово его
Технически безупречно
Даже с изъяном избытка,
Полным Божественной праны.
Жаль, что на эту приманку
Клюет так мало женщин
По ту и эту
Сторону океана.
Тайна сия
Велика есть:
Женщина читает Кафку, как сказку.
А он, как выяснилось, — литературный Эверест
В Сахарной пустыне Африки.
Чертовски холодно
От этого жара.
Трудно дышать
Без кислородной маски.
Что ж, согласимся на Килиманджаро
И саванну
Жирафьей раскраски.
Цветной гравюре,
Правда, в творчестве Кафки не место,
А черно — белая сурова до оторопи.
Ах, как хочется читателю
Экзотического палимпсеста
В сердце
Средневековой Европы,
Которая, как обнаружил Кафка,
Жива и поныне —
Усталая,
Пробавляющаяся уютом и комфортом.
Кругом — распятья,
Но вспоминают о Блудном Сыне
Только Кафки
И Дон Кихоты.
10.
Славянка и наркоманка
Милена Есенска — Поллак,
Как голубь,
Пролетела
Над судьбою Кафки.
Любви было больше, чем встреч,
Сиречь,
На ней не следовало делать ставку.
Кафка болен,
Любовь его тоже больна,
Следовательно, это — болезнь в квадрате.
Тем более нужно писать роман —
Так лава кипит
В каверне — кратере.
Милена замужем.
Несчастливый брак.
Нет детей
И средств к существованию.
Журналистка?
Но это — такой пустяк,
Почти как детское
Рисование.
Кафка не видит и этого.
Когда влюблен,
Строишь, что есть силы, воздушные замки.
Даже ревность — маленький резон
Ежедневно залечивать
Раны и ранки
Письмами
Почтовой бумагой,
Чувствами —
Которых не обороть.
Писатель сдается
И белым флагом
Романа
Перебарывает любовь.
Утрату любви
Прозревая на каждой странице,
Писатель Веды
Пытается повторить.
Острая боль
От ресницы
В глазнице.
Роман — это перитонит,
А не поэтическая
Боль в сердце.
Роман рассчитан
На скальпель,
На кровь и гной.
Так что не слишком
Рассчитывай, читатель,
На любовную
Паранойю
Классического сюжета,
Охи и вздохи
Под прицелом луны.
В нынешней выжившей из ума эпохи
Чувства уже не так важны.
Холодной рассудочности —
Как энтропии.
Расчетливости
Должно хватить
На маленькую жизнь.
Автор
Романные перипетии
В прокрустово ложе
Пытается уложить.
Но классика,
Щедрая на форму,
Беременна выкидышами
Для
Библиотек.
На высшей стадии
Литература — не искусство,
А
Маленький человек,
Зараженный горним, за-
Горизонтным,
Не тем природным,
Где копятся хляби...
Роман — это
Труба подзорная
В морской
(и не только)
Передряге.
Чаемое
В нем никогда не сбывается.
А сбывается, — значит,
Сильны житейские дрожжи...
Читатель сентиментальный плачет,
Выбираясь
Из писательской кожи
В собственную,
Единственную,
Тонкую,
Экзистенциальную,
Полную всепрощения
(самому себе).
Землемер К. —
Фигура эпохальная,
Безэкзаменная,
Без оглядки на Назарет.
А Замок?
Вот в этом-то все и дело:
Строить и строить
Меж церковью и борделем.
Но когда понимаешь, что жизнь — химера,
Не до
Асфоделий...
Итак, итожить жизнь
Нет никакого смысла:
Все начинается
И заканчивается на небесах.
Кафка всего лишь заметил:
«Ныне и присно...»
Патриарх
Из него получился, скажем прямо, неважный:
К., землемер и автор —
Разные ипостаси.
Признаюсь:
И я
В читательском раже
Раньше не видел
На Солнце пятен.
Теперь, по прошествии лет и строк,
Удивляюсь
Собственной недальновидности:
Кафка
За ему отпущенный срок
Вернул литературе
Её невинность
Ныне,
И присно
И во веки веков!
11.
Пойду туда, не знаю куда.
Прочитаю то,
Что не значится на странице.
Разум всплеснет руками:
«Какая ерунда —
Клетка
Полетела
Искать
Птицу»!
Деревня и Замок —
Тоже клетки
Для К., землемера и птицелова.
Известно:
Готовы две медных монетки
И — надгробное слово.
В этом и вся загадка —
В смерти,
В небытии,
Пусть даже без ножа гильотины.
Сколько по белу свету
Не бельведерте,
Каждому рту
Уготована глина.
Шумерские
Глиняные таблички.
Папирус.
Восковая дощечка.
Дилетантство
Шагреневой кожи.
Рукописями
Так часто растапливали печки;
Доверяться пергаменту —
Себе дороже.
Теперь же,
Будь Кафка жив,
Он вмиг бы отправил наследие в Лету:
Компьютер
От горя не задрожит
При нажатии кнопки Delete.
12.
Кнопку Delete нажимает и смерть,
Демонстрируя
Виртуальную бренность.
Кафка
Почти не осмелился посметь
Закончить роман,
Подав
Человечеству на бедность.
Может быть, именно в этом
Тайна романа.
Смерть
Обманывает без обмана.
13.
Многоточие тильдой
Огибает прицельную рамку,
Ничего не увидено
Сквозь замочную скважину «Замка».
29.5.11
Между телом и телом —
Целый мир представлений о мире.
Можно петь а капелла,
Не пройти в одиночку пустыню —
Не случилось и этого с Кафкой,
С его мудрой альтернативой,
Как и пивом
По-есенински медленно завтракать.
И в прихожей у славы
Не толпиться средь бездари всякой,
И молчать на халяву —
Букой выглядеть,
Но не бякой.
2.
Модернизм подступал
То с отмычкой, то с фомкой, то с бритвой.
Начался карнавал
Перед Первой карательной битвой
За тевтонскую спесь,
За славянский поход на Босфоры.
Модернизм — это взвесь
Наркоты в олимпийском растворе.
Слово за слово — бред
Принимает портретный оттенок,
И в ответ
Революция строит застенок.
Новизна новизной,
Только кровь не по-клюквенны ала.
Неподдельный озноб
По ночам посещает кварталы.
А в расстрельных дворах
Добродушно рокочут моторы.
Никаких корона-
Ций поэтов,
Антично рыдание хора.
3.
Нужно Кафкою быть,
Чтобы строить отдельный шалашик.
«Замок» — старая быль,
Нам рассказанная не по-нашенски.
Не несчастен герой —
И паломник и проходимец —
То в одной, то в другой —
Бесполезный, как воздух, гостинец.
Имена, но не женщины сами, -
Его утешенье.
На халяву пристроят на сани,
Принесут угощенье
За то, что и не заработал.
Землемерствовать К.,
Если правду сказать, нет охоты.
Он чиновничий бред
Почитает Омегой и Альфой.
Он прошел белый свет
Большаком, бездорожьем, асфальтом.
На кудыкины горы
Понесло его с пылу и сдуру.
С ходу ввяжется в споры
И дружен с любой авантюрой.
Ни кола ни двора,
Но всегда — при ночлеге и хлебе.
Вроде, это — игра,
Но вокруг недовольны соседи.
4.
Это — автор?
Франц Кафка?
Писатель?
Чиновник?
Жуир?
Женознатец?
Сколько нужно иметь
Дополнительных качеств,
Чтобы строить не карточный домик,
А «Замок»,
Позабыв про гекзаметр?
Кстати, Маркс был тотально забыт
Вместе с крупной и мелкой монетой.
Нет в романе ни слов «еврей»,
Даже — термина «жид».
Эту справку Макс Брод умудряется мне одолжить,
Чтоб напомнить о
Сионизме.
Кафка тупо смолчал о подобной трактовке.
Я
Без подготовки
Не готов отрицать эту версию друга писателя
Из колена Иуды
С канонической рифмой — «предателя»
Нам, читатель, сусальной полуды романа
(Впрочем, не без обмана).
5.
Гей, славяне, евреи и прочие пражские швабы
От Градчан
И до
Вышеграда —
То распри — разборки, то дружбы.
Кстати, нету в романе и слова «оружие» —
Пацифизм — панацея.
Только маленький красный флажок —
Пионерская, впрочем, затея.
Экшн тоже отсутствует напрочь,
В дрему вгоняя читателя,
Покупатель грозит незабвенному автору
Указательным дактилем.
Я сумел бы продолжить реестр не имевшего быть.
Повседневность и быт
Вопиют:
«Никакого любовного чувства!»
Искусство
В этих
Нетях —
Как время в лапландском брегете...
6.
Итак, говорить о романе — молчать о сюжетных извивах.
Красивость
Здесь напрочь отсутствует,
Как мезозоя — в сутках.
(А всей канители в романе —
Чуть меньше недели.)
7.
Мне автор не смотрит в глаза:
Я ему — не пожива.
Роман этот — просто вокзал
С откровением шпал,
Но настроены рельсы на лживость.
Они
Никуда не ведут,
Всего менее — в Замок.
Иностранность —
Не языка,
А мыслительной плоти поэта.
Бабочки
Пилотаж
В предсмертном полете.
8.
К. —
Это буквально буква,
Как река
В берегах
Туманным утром.
Инициал — галун
Пришпандорен к шапке героя.
Сюжет
Не
Вероломен,
Но вот так же погибла Троя
На глазах слепого Гомерав
В черт его знает каком году до нашей эры,
До нашей
В гениальность Кафки
Сомнительной веры.
9.
Теперь — о женщинах.
Ныне и присно
Обычно сюжет ими взвинчен и влеком.
В Деревне они — непритязательное монисто,
Чиновничий исполком.
Лжеземлемер, собственно, — лжелюбовник.
Хитер, себе на уме, упрям.
В Замке ему не обнаружить ровни,
Пасует перед ним
Даже равнодушный, как памятник, Кламм.
Фрида ли, Пепи ли —
Какая тут, впрочем, разница?
Фелиция, Грета —
Просто эпистолярный узор.
Что же касательно эротического сюжета,
Кафка и тут
Оказался поэтически возбужден.
Слово его
Технически безупречно
Даже с изъяном избытка,
Полным Божественной праны.
Жаль, что на эту приманку
Клюет так мало женщин
По ту и эту
Сторону океана.
Тайна сия
Велика есть:
Женщина читает Кафку, как сказку.
А он, как выяснилось, — литературный Эверест
В Сахарной пустыне Африки.
Чертовски холодно
От этого жара.
Трудно дышать
Без кислородной маски.
Что ж, согласимся на Килиманджаро
И саванну
Жирафьей раскраски.
Цветной гравюре,
Правда, в творчестве Кафки не место,
А черно — белая сурова до оторопи.
Ах, как хочется читателю
Экзотического палимпсеста
В сердце
Средневековой Европы,
Которая, как обнаружил Кафка,
Жива и поныне —
Усталая,
Пробавляющаяся уютом и комфортом.
Кругом — распятья,
Но вспоминают о Блудном Сыне
Только Кафки
И Дон Кихоты.
10.
Славянка и наркоманка
Милена Есенска — Поллак,
Как голубь,
Пролетела
Над судьбою Кафки.
Любви было больше, чем встреч,
Сиречь,
На ней не следовало делать ставку.
Кафка болен,
Любовь его тоже больна,
Следовательно, это — болезнь в квадрате.
Тем более нужно писать роман —
Так лава кипит
В каверне — кратере.
Милена замужем.
Несчастливый брак.
Нет детей
И средств к существованию.
Журналистка?
Но это — такой пустяк,
Почти как детское
Рисование.
Кафка не видит и этого.
Когда влюблен,
Строишь, что есть силы, воздушные замки.
Даже ревность — маленький резон
Ежедневно залечивать
Раны и ранки
Письмами
Почтовой бумагой,
Чувствами —
Которых не обороть.
Писатель сдается
И белым флагом
Романа
Перебарывает любовь.
Утрату любви
Прозревая на каждой странице,
Писатель Веды
Пытается повторить.
Острая боль
От ресницы
В глазнице.
Роман — это перитонит,
А не поэтическая
Боль в сердце.
Роман рассчитан
На скальпель,
На кровь и гной.
Так что не слишком
Рассчитывай, читатель,
На любовную
Паранойю
Классического сюжета,
Охи и вздохи
Под прицелом луны.
В нынешней выжившей из ума эпохи
Чувства уже не так важны.
Холодной рассудочности —
Как энтропии.
Расчетливости
Должно хватить
На маленькую жизнь.
Автор
Романные перипетии
В прокрустово ложе
Пытается уложить.
Но классика,
Щедрая на форму,
Беременна выкидышами
Для
Библиотек.
На высшей стадии
Литература — не искусство,
А
Маленький человек,
Зараженный горним, за-
Горизонтным,
Не тем природным,
Где копятся хляби...
Роман — это
Труба подзорная
В морской
(и не только)
Передряге.
Чаемое
В нем никогда не сбывается.
А сбывается, — значит,
Сильны житейские дрожжи...
Читатель сентиментальный плачет,
Выбираясь
Из писательской кожи
В собственную,
Единственную,
Тонкую,
Экзистенциальную,
Полную всепрощения
(самому себе).
Землемер К. —
Фигура эпохальная,
Безэкзаменная,
Без оглядки на Назарет.
А Замок?
Вот в этом-то все и дело:
Строить и строить
Меж церковью и борделем.
Но когда понимаешь, что жизнь — химера,
Не до
Асфоделий...
Итак, итожить жизнь
Нет никакого смысла:
Все начинается
И заканчивается на небесах.
Кафка всего лишь заметил:
«Ныне и присно...»
Патриарх
Из него получился, скажем прямо, неважный:
К., землемер и автор —
Разные ипостаси.
Признаюсь:
И я
В читательском раже
Раньше не видел
На Солнце пятен.
Теперь, по прошествии лет и строк,
Удивляюсь
Собственной недальновидности:
Кафка
За ему отпущенный срок
Вернул литературе
Её невинность
Ныне,
И присно
И во веки веков!
11.
Пойду туда, не знаю куда.
Прочитаю то,
Что не значится на странице.
Разум всплеснет руками:
«Какая ерунда —
Клетка
Полетела
Искать
Птицу»!
Деревня и Замок —
Тоже клетки
Для К., землемера и птицелова.
Известно:
Готовы две медных монетки
И — надгробное слово.
В этом и вся загадка —
В смерти,
В небытии,
Пусть даже без ножа гильотины.
Сколько по белу свету
Не бельведерте,
Каждому рту
Уготована глина.
Шумерские
Глиняные таблички.
Папирус.
Восковая дощечка.
Дилетантство
Шагреневой кожи.
Рукописями
Так часто растапливали печки;
Доверяться пергаменту —
Себе дороже.
Теперь же,
Будь Кафка жив,
Он вмиг бы отправил наследие в Лету:
Компьютер
От горя не задрожит
При нажатии кнопки Delete.
12.
Кнопку Delete нажимает и смерть,
Демонстрируя
Виртуальную бренность.
Кафка
Почти не осмелился посметь
Закончить роман,
Подав
Человечеству на бедность.
Может быть, именно в этом
Тайна романа.
Смерть
Обманывает без обмана.
13.
Многоточие тильдой
Огибает прицельную рамку,
Ничего не увидено
Сквозь замочную скважину «Замка».
29.5.11