Валерий Белоножко
Я много работаю, исследуя и анализируя тексты Франца Кафки. Мои работы постоянно пополняются и публикуются на этом сайте.
- Ab ovo. Франц Кафка с самого начала
- Между небом и землей. Авторское послесловие
- Между небом и землей (10) Ракета и ракета
- Между небом и землей (9) Число зверя
- Между небом и землей (8)
- Между небом и землей (7)
- Между небом и землей (6)
- Между небом и землей (5)
- Между небом и землей (4)
- Между небом и землей (3)
- Между небом и землей (2)
- Между небом и землей (1)
- Перевал Дятлова: Между небом и землей
- Перевал Дятлова. Продолжение 14
- Перевал Дятлова. Продолжение 13
- Перевал Дятлова. Продолжение 12
- Перевал Дятлова. Продолжение 11
- Перевал Дятлова. Продолжение 10
- Перевал Дятлова. Продолжение 9
- Перевал Дятлова. Продолжение 8
- Перевал Дятлова. Продолжение 7
- Перевал Дятлова. Продолжение 6
- Пленник «Замка» Франца Кафки
- Перевал Дятлова. Продолжение 5
- Перевал Дятлова. Продолжение 4
- Перевал Дятлова. Продолжение 3
- Перевал Дятлова. Продолжение 2
- Перевал Дятлова. Продолжение 1
- Перевал Дятлова.
Двадцать первый век - Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 19
- «Процесс» Дмитрия Быкова
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 18
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 17
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 16
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 15
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 14
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 13
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 12
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 11
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 10
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 9
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 8
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Часть третья
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 7
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 6
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Часть вторая
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 5
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 4
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 3
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 2
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 1
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Часть первая
- Влтава Франца Кафки
Валерий Белоножко
Печать
На Тайне Мертвой Горы
Продолжение 11
Преданность и опыт — ключи к тайне
Мне впору посыпать голову пеплом. Я так хвастал горно-таёжной жизнью, что совершенно забыл про существование людей и поумнее меня и поопытнее. Мало того — более осведомленные в сфере жизни в районе перевала Дятлова. Скитания по интернету наделили меня сведениями из областей науки и техники, медицины и туризма, истории и географии Северного Урала. Очень помог исследователь, скрывающийся за ником NAVIG, ЧЬЯ РАБОТА ПО ТЕМАТИКЕ НЕОЦЕНИМА.
ОДНАКО ГЛАВНЫЕ МОИ ОТКРЫТИЯ ОКАЗАЛИСЬ НА ИНТЕРНЕТ — ТРОПЕ, КОТОРУЮ ПРОЛОЖИЛИ ДЛЯ ВСЕХ ИССЛЕДОВАТЕЛИ МАЙЯ ЛЕОНИДОВНА ПИСКАРЕВА И ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ АНДРОСОВ.
Правильные вопросы Майи и умные ответы Владимира соткали ткань повествования, которую я считаю главным и необходимым введением в дятлововедение. Кстати — и послесловием.
В наш век технической цивилизации и непомерного влияния телевидения, где разбушевавшиеся фантазмы не имеют предела, спокойный и лаконичный текст Владимира Андросова, как во временя старинного мореплавания во время бури, оливковым маслом проливается в бушующее море интернета.
Мы все — люди сторонние и посторонние, пребывающие вдали от места трагедии 1959 года, начитанные и не очень, иной раз — неразумные, иной раз — запальчивые, стоим как бы над схваткой и со своего маленького Олимпа взираем на происходившее на перевале.
И вот Майя Леонидовна обнаруживает в тех самых местах человека знающего и мудрого, рассудительного и разумного, практически — вижайского летописца. Мне просто не хватит слов, чтобы отдать ему должное. Этот человек — Владимир Александрович Андросов. Майя Леонидовна разговорила свидетеля, который собственными ногами прошагал те места вдоль и поперек в любое время года, неоднократно поднимался на перевал Дятлова, знает там все дороги и тропы. К своему опыту он прибавляет здравомыслие и практическую сметку тамошних обстоятельств. Мало того, вопросы Майи Леонидовны и ответы Владимира Александровича как бы составили пособие для туриста, которым не следует пренебрегать отправляющимся в поход на Северный Урал. Иному может показаться, что его постулаты достаточно известны, но все дело — в выстроенности рассуждений Андросова, которые снимают многие вопросы дятлововедения.
О то, что это — человек незаурядный и образованный, свидетельствует нижеследующие его познания:
" В.А.: Есть книга, написана финским исследователем А.Алквистом, «Среди хантов и манси», 180 стр. А на последних страницах есть образцы: тамги вогулов Сосьвы, тамги казымцев, самоедские тамги, тамги обдорских остяков, всего около 450. Его путешествия в 1858, 1863,1883 годах в Северо-Западную Сибирь"
Он и проблему Золотой Бабы на Северном Урале разрабатывал и, возможно, даже создал работу о ней..
Я с удовольствием включил в свою работу этот текст полностью, разумеется, сославшись на авторские права вышеуказанных Интернет — корреспондентов. У меня есть подозрение, что в области исследования этой темы достаточно много снобизма, и простые на первый взгляд доводы Владимира Александровича, и даже не доводы, а апофегмы, и даже не апофегмы, а молнийный проблеск мысли освещает нашу тему простым и добротным светом.
Авторские права есть авторские права, и поэтому я позволю себе процитировать не слишком много, но не упустить важное, хотя в данных обстоятельствах важной является буквально каждая мелочь.
Поверьте, в горно — таёжной жизни мелочей не бывает.
Начать, разумеется, следует с заброшенного поселка Второй Северный, где группа Дятлова встала на лыжи с рюкзаками. Большие споры вызывает вопрос о маршруте туристов. Маршрутная карта известна, но им-то предстоит короткий отрезок пути от Второго Северного до перевала. Много спорили о том, правильно ли они выбрали путь, не следовало ли все же идти по реке Лозьве, не удлинили ли и не затруднили они путь по Ауспии.
Вот что ответил по этому поводу Андросов Петелиной: " В.А.: Не сгущай краски, кто что сказал, и кто что ответил, все это чепуха. Была тропа, и по ней они пошли, это самый легкий путь и короткий. И никаких загадок тут нет, и еще раз нет, это так понятно — выбирали более хорошую дорогу. По «кварталке» они бы плелись очень долго, по тропе намного быстрее и короче. Туристы собирались идти по мансийской тропе, которая начинается у р.Лозьвы, на устье р. Ауспия и идет на хребет вдоль р. Ауспия. По ней манси гоняли оленей весной на Урал, а осенью с Урала в тайгу. Тропы эти старые и отличные для передвижения, все туристы ходили только по ним. И в то время они были на картах отмечены"
И — еще, очень важное:
" Перевал Дятлова назвали после гибели туристов. А тропа там существовала сотни лет, как там начали жить манси, так и появились тропы. Это как дороги, без них никуда нельзя попасть. Ни в гости, ни на охоту, оленей на Урал гонять надо, там происходит отел. Тропа — это мансийская цивилизация, она может идти на хребет (Урал), дальше через Урал, в Пермскую область, в Коми, на реку Обь, в тундру, через поселки. Это как наши автодороги.
На хребте тропа исчезает, т.к. нет деревьев, и туристы идут сами дальше по своему маршруту. Туристы ведь шли именно по ней, по мансийской тропе на хребет. Пашин и первые переселенцы, основавшие Вижай, хребет переходили как раз по этой мансийской варге, где потерялись туристы. Пашин эти места очень хорошо знал. Поэтому его и привлекли к поискам.
М.П.: Вот почему они оказались на таком невыгодном месте, на этом склоне.
В.А.: Почему невыгодном склоне? Там нормальный склон, нормальное место. Вопрос, почему он поставил палатку не в тайге, а на открытом склоне? Вот в чем причина, и она самая главная. Поставь в тайге, и, может, все были бы живы.
Почему они не спустились? Хоть и говорят, что он опытный турист был, якобы хотел на Отортен пораньше выйти и прийти засветло. Турист со стажем, а тем более опытный, не поставит палатку, там где ее нашли. Конечно, можно выдвинуть версию, что кто-то палатку переставил в период трагедии, так как было выгодно кому-то...
Сейчас трудно что-нибудь объяснить и понять суть происшедшего, но что-то их до смерти напугало, коль голыми рванули, одеться было некогда.
М.П.: Как Вы думаете, что?
В.А.: Не моя версия, что их погубила стихия, как бы ни тяжело им было (снег, ветер), палатку тем более никто бы ни покинул. Они задыхались без воздуха1 , его не было, или был в недостаточном количестве. Вот они и рванули из палатки, кто в чем. А затем эта волна прошла, воздух для дыхания появился, но мороз и раздетые люди... вот и финал«.
Ну, что тут скажешь? Андросов объясняет причину паники и трагедии просто и доходчиво, а во многом — не противоречиво обстоятельствам.
Но отчего вдруг ? горная болезнь? На высоте всего 900 метров?
В Кытлымском горном массиве я наблюдал у некоторых туристов приступы горной болезни при восхождении на Сухогорский Камень и Семичеловечью на высоте тоже 900 метров. Но в группе Дятлова — уже проверенные горами люди. А не могло ли такое случиться с Иваном Пашиным на этом склоне, если он остановился даже на середине? А вспомним совещание дятловцев на фото перед тем, как 31 января он вернулись в зону леса, не дойдя до перевала.
И еще вспомним топонимическое послание манси: НЕ ХОДИ ТУДА — МЕРТВАЯ ГОРА!
Вот такое природное явление — внезапное локальное разрежение воздуха. Возможно ли такое?
Андросов практически отвергает конспиративную версию, например, о причастности А. Чеглакова к КГБ, рассказав, что тот был очень добрым и симпатичным человеком, любимцем детворы и прекрасным рассказчиком.
А вот поисковики из группы Слобцова говорят, что Чеглаков «шел с фотоаппаратом на поясе». Где же те снимки, которые он делал?
История со свидетельством Ивана Пашина — дело особое. Он, якобы, видел, что под кедром напротив друг друга сидели мужчина и женщина и глядели друг на друга. В руках — сухие веточки и спички. Если это действительно так, что не видел ли их он еще до обнаружения туристов Шаравиным и Коптеловым? В таком случае понятно, отчего он остановился на полпути к палатке, так как знал, что там можно увидеть.
Следы? Но Пашин ходил на мансийских лыжах, след от которых, по словам Андросова, минимален. К сожалению, это свидетельство может завести нас очень далеко, вплоть до версии «зачистки», поэтому придется сослаться на аберрацию памяти пожилого лесника.
Чтобы составить себе представление о Пашине, приведу сообщение Андросова: " Они жили на Печоре, но затем в конце 1930-х годов переехали жить на Вижай, перегнали через Урал стада коров, овец, все пожитки и основали посёлок Вижай. Он жил на той стороне, а охотился на этой стороне, так как здесь обитался соболь, а у них куница. Охотился он в этих местах, в Матвеевской парме, с дедом Сарапеном, проживавшим в 70-х годах на Первом Северном. Парма — это зырянское слово, обозначает «сопка, покрытая лесом». А название давали по каким-либо случаям или происшествиям. Границы Матвеевской пармы — от верховий Лозьвы до Ауспии.
Я у них молоко брал, и он мне рассказывал про тайгу, охоту, он привил мне любовь к тайге.
Но умирать все-таки он решил на родине, в своей деревне. Его подняли на лодке с мотором до верховий Лозьвы по весне. Поднял Павлик Домбровский, наш вижайский. Он перешел хребет, видимо, на той стороне сделал плот и доплыл до своей деревни. И там умер. Хотя все его родные: жена, дети — остались на Вижае. Сильный духом и твердой воли был этот человек. Он меня многому научил. И я всегда вспоминаю его с великой благодарностью"
А вот еще одно свидетельство лесовика Андросова:
М.П.: Владимир, Вы видели фото настила, что можете сказать о нем?
Фото 4. Настил.
(к «Фотографии в тексте»)
В.А.: Эти стволы никто не рубил, т.к. они сухие без хвои, смотрите внимательно, их просто насобирали. В лесу такие бывшие деревца стоят, их просто ломают руками. Да, там какой-то сушняк, старый валежник.
М.П.: По протоколам, в Уголовном деле сказано, что недалеко от кедра были обнаружены следы от срезанных верхушек молодых пихточек и березы. Могли ли они осыпаться за время с февраля по май, ведь настил найден в снегу в мае?
В.А.: Они могли под тяжестью снега сломаться. Такое часто в тайге бывает. Осыпаться — никогда.
М.П.: Некоторые поисковики утверждают, что были видны следы топора.
В.А.: Возможно, топором, но раньше, минимум, как год назад. Хвоя дерева, срубленного зимой, в снегу сразу не опадает, нужно время — весна, лето, осень"
Читатель, вспомним мой рассказ о нашем с Александром Рудтом наблюдении в районе реки Каква светящегося объекта. То же самое произошло и с Андросовым:
«Однажды осенью мы с лесниками занимались производством , разговоры про охоту, рыбалку и пр. И увидели, как вдоль хребта тянется что-то продолговатой формы, и из него на землю опустились четыре прожектора, заливая светом округу. Видел я это один единственный раз, а было это в начале 80-х годов.
Туристов тоже что-то очень удивило, а затем ужас, шок и бег в разные стороны».
М.П.: А снежный человек в тех краях водится?
В.А. Я общался с манси, меня знали все манси, живущие севернее посёлка Вижай. Мы охотились вместе, пили бражку, ели струганину. И, конечно, вели разговоры о тайге. Они рассказывали, что в верховьях реки Лозьвы встречали огромного или зверя, или человека. Это был снежный человек, да я уверен, что он там жил или находился в этот момент на месте трагедии.
Есть одна гора под названием Хой-Эква, что в переводе означает «Женщина-Царица». Вот туда никто из мансей, на саму гору не ходит, и, возможно, там и в верховьях реки Лозвы, а это небольшой район, место, где жил или обитает снежный человек. Это район пещер. На Хой-Экве никогда никто не жил. Это место не исследовано, а жаль.
Не спецы НКВД, МГБ нанесли им серьезные увечья. Они умеют или умели скрывать свои следы. Они просто бы погрузили всех на вертолет и увезли далеко от этого места и там сбросили. В то время в этих районах было много белых пятен, и никто и никогда их бы не нашел. А они остались и находились все недалеко от палатки"
Вот как, оказывается, просто найти союзника — обращайтесь в интернет, на сайт ТАЙНА ПЕРЕВАЛА ДЯТЛОВА!
Прокурор Иванов (запасной выход)
Юстиция — это государство в государстве.
Материалы уголовного дела.
«Ответ #4 : 28.06.12 11:44»
Лист 94
Показания Жильцова
Протокол допроса свидетеля
12 марта 1959 г. прокурор криминалист Иванов допросил в качестве свидетеля
1. Фамилия, имя и отчество: Жильцов Фрол Минаевич
2. Год рожд. 1922
3. Место рожд. Орловской области Брасовский р-н, с. Суптиньское
4. Адрес пос. Кр. Октябрь Ивдельского района
5. Парт. б/п
6. Нац. русский
7. Гражд.
8. Паспорт и др. документы x III 78 496968
9. Образование: 7 классов
10. Профессия и специальность: экспедитор в Ла(н?)гуро-(неразборчиво) партии северной экспедиции ( мое примечание. СЕВЕРНАЯ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ ФГУП до сих пор базируется в г. Ивдель, Фестивальная 14
15. не судим
след. лист
Вчера, 11/III-59 г. я был в доме приезжих Северной экспедиции. Вечером в дом приезжих зашли 2 человека по национальности манси. Оба одеты по-русски — один в демисезонном пальтом, а другой в полупальто.
Один из них стал что-то писать, а когда кончил писать, то запечатал письмо в конверт. Адреса не написал, а передал второму манси.
Еще когда манси писал письмо, то я видел фамилию Курикова. О чем сообщалось в письме я не знаю. Манси сразу ушли.
В коридоре дома приезжих я встретил нашего парторга Карпова и сказал, что были неизвестные для меня манси и что-от писали. Сегодня утром этих манси не встретил. Фамилию Хаптанзеев я Карпову не называл и Хаптанзеев в доме приезжих в этот день не был, по крайней мере я его не видел.
Записано верно и мне прочитано.
Прокурор криминалист
мл.сов.юстиции (подпись)
Странное, если не сказать больше свидетельство, на которое исследователи так и не обратили внимания. Оно говорит о тотальной слежке друг за другом в период поисков группы Дятлова, но не только.
Для чего понадобилось внести в Уголовное Дело протокол, который не имел дальнейших последствий? На всякий случай? Запасной вариант на тот случай, если поступит новая команда прессовать" манси? А это означает, что так или иначе манси были в курсе событий. Но не только.
Лишь из этого протокола мы можем представить себе их озабоченность. Места их обитания осквернены убийством — откуда они могли знать, что Л. Н. Иванов по указке сверху возложит вину на стихийную непреодолимую силу«? поиски-то еще продолжаются, ситуация неясна, мираж на Мертвой Горе продолжается.
Но что записал на листке манси? Неизвестно. Только фамилия Курикова всплывает, а он — непосредственный участник поисков. Не сообщил ли он этому манси сведения, которые были существенны для бытования крохотного мансийского народа?
Кто имелся в виду — Григорий или Степан Куриков? Григорий хорошо понимал по-русски — не он ли подписал этот текст?
Что же касается Степана, то он сидел в кутузке по подозрению властей и также нарисовал «огненные шары», на которые так настойчиво указывал Л. Н. Иванов. Где-то здесь, по-видимому, и состоялось соглашение манси со следствием — помалкивать и остаться без обвинения самим.
Но меры все-таки манси на всякий случай приняли, составив «бумагу» со своей стороны, которая, как им казалось, могла обеспечить им гарантию безопасности.
Разумеется, о юридическом образовании манси речи не идет, но кто-то (а были в этом народе люди, учившиеся в ленинградском институте культуры имени Крупской на отделении народов Севера — они-то и подсказали такой сложный ход в трагической ситуации всего народа. Интересно то, что Жильцов знал Хантанзеева, о котором почему-то упоминал парторг. Фамилия Хантанзеев говорит о том, что этот человек — хант, то есть, из народности рядом с манси.
Как таковой конспиралогии в этом эпизоде как будто нет, но из сего можно сделать вывод, что токи о трагедии группы Дятлова расходились волнами по Северному Уралу.
ТРАГЕДИЯ ЛЖЕСВИДЕТЕЛЬСТВА
Мода не бесчестье угрожает смыслу греха.
ЕСТЬ ТОЛЬКО ДВА СОБЫТИЯ, КОТОРЫХ ОПРОВЕРГНУТЬ НЕВОЗМОЖНО: туристы группы Дятлова отправилась в поход по Северному Уралу и вернулась в Свердловск мертвыми. Все остальное, имеющее касательство к этому делу, можно подвергнуть сомнению и — небезосновательно. Мало того, последние свидетели начала и конца трагедии, или невразумительны (Юрий Юдин) или оказались вне поля зрения следствия (возчик Станислав Вяликявичус очень скоро уволился и уехал из поселка 41-ый квартал. Никто даже не озаботился не только отыскать его, но и не осведомился, когда именно он уехал из поселка. Проследить же его судьбу не так уж сложно — по всей видимости, он был реабилитирован или закончил свой срок, и его дальнейшее передвижение сопровождалось соответствующими документами. Можно было бы не обратить на это внимания, если не знать, что буквально в течение того же месяца из Вижая уехал еще один человек, с которым туристы общались настолько тесно, что даже подарили ему «художественную книжку».).
Это — на одном конце ниточки. На другом её конце — свои неясности, неточности или просто-напросто вранье. Штурман Патрушев, увидевший в бинокль палатку туристов с расстояния «25-30 километров», да еще два тела около неё, должен выйти из строя свидетелей, если бы не упомянул о женщине, лежавшей рядом с палаткой. А ведь Пашин рассказал о женщине под кедром.. Слобцов, Шаравин и Иван Пашин, первооткрыватели палатки и трупов, внесли свою долю неразберихи, из-за которой и до сих пор маются исследователи.
Я уже не говорю об Уголовном Деле, которое преподнес всем Лев Никитич Иванов, — в нем нет ни одного пункта с однозначной формулировкой, которой можно было бы поверить. А вот оспорить — сколько угодно! Мало того, среди несообразностей Уголовного Дела есть такие, как срок его открытия и повод для этого — возможно, скрывающаяся за ним Военная Прокуратура.
О пропаже из Дела маршрутных карт я уж не говорю — об этом сказано выше. Выпущено из поля зрения очень важное свидетельство, которое должно непременно существовать в вещах студентов или осталось на месте их сборов в Свердловске. Я имею в виду списки продуктов и оборудования, которые обязательно составляются перед походом для вящей его реализации. Наши провинциальные группы туристов не считают это зазорным, так как сие — единственно технологически верный способ комфортного похода и благоприятного его исхода. Тем более опытные туристы обязаны были это сделать. Но нас убаюкивают россказнями о взятом в поход безмен и... еще сотнями других россказней.
Например, длина палатки. Сшитая из двух четырехместных (называют даже тип их) на рисунках она имеет длину 4 метра (40 см пространства на живую душу), и вдруг на одном из форумов звучит: 7,6 метра! Да, это уже комфорт и возможность переодеться, не особо мешая друг другу. Но Моисей Аксельрод, шивший палатку, говорит: «четырехметровая палатка». (Уточнено: 4,33 м.).
Всем, абсолютно всем ясно, что картина гибельного похода создана импрессионистами и кубофутуристами и только для того, чтобы и без того растерянный зритель впал в ступор и перестал понимать что — либо.
То, что советская действительность имела ложную предпосылку и лживую систему, понимали уже и в то время. Выживание в этой системе не гарантировало даже следование её догматам и установкам, так что тактическая линия жизни была определена достаточно прочно и сознательно. То есть, сознательная полуправда, если ложь уж так противна душе.«Оттепель» уже началась, но только молодые да ранние (студенты — в первую очередь) могли в неё поверить. Собственно власти предержащие уже и еще почти не сажали говорящих супротивное — так или иначе продолжалась реабилитация и кое — какие послабления. Я вспоминаю, что Би-Би-Си в 1958 году мы слушали без глушилок.
Но все это было малым тактическим попустительством — стратегия же оставалась твердокаменной. Забывать об этом не следует. Как не следует забывать о том, что первично (сама власть и что вторично (все остальное). Каждый догмат был ступенькой на пирамиду власти, но и дополнительной тяготой на сермяжную народную почву. Кремль был выше Горы Отортен и Горы Мертвецов, так что девять трупов на её склоне ни в телескоп, ни тем более под микроскопом никто рассматривать не собирался.
Все должно идти заведенным порядком. Ответ в конце задачника всегда имелся, так что нужно было только найти путь к её решению. Над этим трудились десятки и даже сотни людей, заинтересованных и не очень, причастных и не очень, совестливых и не очень. Кто из нас без греха, пусть тот кинет в них камень! «Человеческое, слишком человеческое» Фридриха Ницше никто не отменял ни при капитализме, ни при социализме.
Понятно, что советское «человеческое» было изуродовано до крайностей. Эта крайность, как мне кажется, и стала истоком трагедии группы Дятлова.
С этим очень трудно смириться личности, одухотворенной гуманностью. Когда чужая трагедия становится твоей собственной, это симптом — в данном отдельном случае — бессилия.
Это з- экзистенциальное чувство, и оно же является чувством мистическим. Оно касается тайны жизни и смерти. !Тайна сия велика есть". Вот отчего тайна трагедии дятловцев нас так трогает. В ней таится наш природный страх, который завершается отнюдь не надеждой. Преодоление такого страха многообразно как по способу, так и по отношению к Божественному испытанию жизнью.
И вот человек научается разменивать великую тайну на мелочное любопытство, которое, в сущности, мелочно только по определению, но не по сути. Просто таков масштаб наших отношений с Провидением. Внимание к деталям характеризует индивида как серьёзного человека, который безо всякой философской подоплеки ищет даже там, где обрести что-либо невозможно по определению. Путь к определенной ситуации предопределен даже тогда, когда мы не видим никакой связи нас с происходящим. И все-таки эту связь мы пытаемся мысленно генерировать, хотя знаем, что эгоизм и ограниченность преграждают пути праведные. Мы лжесвидетельствуем в процессе собственной жизни, и многочисленные читанные нами дневники именно таковы.
Вот и отношение к дневникам дятловцев — из этой оперы. Я много занимался дневниками Франца Кафки и понимаю их истоки, но только сейчас я сообразил, что в моем окружении не было туристов, ведущих путевые дневники. Да, после похода, дома они записывали параметры его — хотя бы на предмет личной статистики. Правда, в УПИ существовал обычай отчетных стенгазет на ежегодных сборищах, но в первую очередь это касалось молодняка, который должен был таким способом свидетельствовать о своих достижениях на пути равенства к корифеям. Таков закон преемственности в туризме, и он замечателен, хотя понимаешь это уже в том возрасте, когда трудно припомнить подробности былых подвигов. Пример — Юдин, и Слобцов, и Шаравин, и другие в нынешних показаниях общественности.
Почему я вдруг в столь неподходящем месте работы опять заговорил о дневниках дятловцев?
По одной простой причине: они да еще фотографии сканируют их путь от Второго Северного до перевала (или другого места начала трагедии. Но и сами дневники вызывают чувство сомнения, особенно у тех, кто держал их в руках. Точно так же, среди априори достоверных фотографий в интернете попадаются такие, с которыми приходится еще разбираться и разбираться.
Это ли не парадокс: даже самое достоверное — фото и дневники — работают не на раскрытие тайны, а покрытие её тайной другой, в первую очередь — тайной следствия.
Ну вот, приехали — скажет читатель. Да, приехали. Змея кусает свой собственный хвост.
Беллетристы, ау! Расскажите нам сказку о дятловцах" а им это — проще простого. Даже «за бугром» озаботились этой проблемой. Вот только орешек — не по зубам. Сам даже коренные зубы потратил на этом.
По всей видимости, следует отметить несколько этапов лжесвидетельства:
1. Само по себе место действия на склоне Мертвой Горы представляет множество факторов и следов, которые не согласуются друг с другом без определенной доли натяжек и объяснений.
2. Свидетельства очевидцев настолько противоречат друг другу, что возникает подозрение в сознательной подтасовке в личных целях.
3. Все протоколы следствия и Уголовного Дела — апокрифы по поводу событий, которые произошли буквально вчера. Шерлок Холмс отбросил бы документы через 20 минут прочтения.
4. Последующее литературное оформление трагедии, к сожалению, страдает или некомпетентностью или фантазией на данную тему.
5. Оформление Трагедии Группы Дятлова интернетом несет как положительные моменты, так и отрицательные, в частности — распространение лжесвидетельств по четырем вышеперечисленным пунктам таким образом, что, как это и было положено в самом начале следствия, ТАЙНОЕ ДОЛЖНО ОСТАВАТЬСЯ ТАЙНЫМ.
Оставшиеся в живых свидетели могли бы возразить так: «А побывал бы ты тогда в нашей шкуре!». Резонно. Мы — не в здании суда. И на прокурорскую должность меня никто не назначал. Правда, я-то надеялся стать адвокатом погибших. А тому вменено в обязанность задавать любые вопросы, в том числе — и неприятные. Хотя немножечко и злость берет: с какой стороны ни подступишь, везде — несознанка. Да это и всегда так: : ломишься всегда в проломы, а не штурмуешь башню...
Манси — 2
Иногда следует начинать не с преступления, а с алиби.
Валентин Якименко и другие.
Дневник
Нашей разносторонней жизни
(технико-общественный)
Лето 1963 года
На перевале группа устанавливала памятную доску дятловцяам. Рядом: «Валька нашел недалеко от перевала стоянку манси. На ней — 2 пары лыж, пара чувяков из шкуры (нярки), шкуру и рог, который он подарил мне. Санька нашел еще один рог (маленький, изящный)».
Но это еще что. На подходе к Отортену:» [9] Люди на оленях с нартами; катаемся, фотографируемся и двигаемся через морошку на стойбище. Стойбище манси: чумы из бересты, собаки, олени, нарты и мы посреди этого лагеря под любопытными взглядами. Вечером отправляемся на переговоры, достаем мясо и ужинаем«.
Далее группа передвигается по оленьим тропам и очень отмечает их удобство.
Вот тебе и Отортен! Вот тебе и «Не ходи сюда!». Это все — с "легкой руки Анны Матвеевой...
Читатель! не удивляйся! Я включил в книгу специально две замечательные работы художника хантыйского (ханты и манси — это как русские и украинцы) происхождения Геннадия Степановича Райшева. Его картины и гравюры — поистине мирового значения, он выставлялся в Москве. Венгрии. Финляндии и в Париже, избран членом-корреспондентом Академии. Имеет прекрасную галерею-мастерскую в Ханты — Мансийске, но я — не об этом. Он мой старший друг, обучавший таёжной жизни, валке деревьев на дрова, охоте, рыбалке. (Впрочем, рыбаком я оказался абсолютно бездарным). Итак. Мы с Геннадием провели много времени в нашей горной тайге, он смастерил даже хантыйский лук, из которого. Впрочем. Я так и не убил ни одного рябчика. А стреляет он только навскидку. Хотя я еще и не понимал, в кого.
Но главное — не в этом в данном конкретном случае. посмотрите внимательнее на солнечного и лунного божка )самого Гену в 5-6 лет) — где еще ты, читатель, видел природу в природе, миф и детство, наивность и мудрость? Вот таков он, Хант Геннадий Степанович Райшев. У него высшее образование, но довлеет натура художника от природы. От родной природы. Ни капли агрессии, ни капли зависти, абсолютная честность и даже некое природное величие.
Уверяю тебя, читатель, манси Куриковы, Бахтияровы. Анямовы времен трагедии группы Дятлова таковы же. Они — дети своей природы, они от ней кормятся и зависят, почитают и знают назубок. Ареал ч квадратных километров. Оленеводы и охотники, они постоянно преодолевают эти пространства в разных направлениях. Все дороги и тропы им известны. Лыжня — открытая книга в тайге.
А теперь, читатель. оторви взгляд от экрана монитора и осмотри свою комнату — все ли вещи на местах, не появились ли трещины в стенах т какая-нибудь нечисть — на потолке...
Ну вот, теперь ты уже все понял. Местность по маршруту группы Дятлова (пусть и редко) населена. И каждодневно она обследуется оленеводами и охотниками. Ни один километр тайги не остается без присмотра (пусть не визуального — слухового). Манси 1959 года знали все (или — подозревали). К месту трагедии они могли даже не приближаться (их выдали бы следы лыж). Но. умницы, они просчитывали поведение русских (властей) и приняли соответствующие меры. Показания их на допросах бесхитростны, но создают абсолютное алиби. В феврале все мужское население или уходят за стадами оленей подальше от Отортена или просто — напросто уезжают в Бурмантово. Где все их видят. Единственный оставшийся в Юртах мужчина — инвалид. И подчеркивается. Что он не может ходить на охоту, то есть. Не отдаляется от жилища и не может знать. Что творится в тех местах. Они правдивы на свой лад: о догадках не говорят, да их и не спрашивают, но охотно и даже настойчиво обсуждают тему «огненных шаров». Даже рисуют их следователю Коротаеву — ну. Чем не подсказка? Займитесь, мол, своими собственными техническими манипуляциями. Власти! Отстаньте от нас" нам ли отвечать за ваши придумки. Да еще со смертельным исходом. Стать участниками этой трагедии им совсем не с руки. Нужно было сохранить род в экстремальной ситуации. К которой они не имели отношения. Все поведение манси говорит о том, что они прекрасно представляли себе, что могли сделать с ними те, кто отправил на тот свет группу Дятлова.
То есть, тема преступления манси была отставлена. Но — по наивности своей — они подсказывали. В каком направлении нужно искать. Словно власти и сами не знали этого...
Если сейчас все показания манси и россказни о них собрать воедино. То хороший следователь поймет все безо всяких проволочек. Был ли таким следователем Владимир Иванович Коротав? Сам он свидетельствует об этом и обижается. Что все бумаги и документы куда-то исчезли.
Из интересных. Но мизерных свидетельств имеется лишь лыжня от узких лыж в верховьях Лозьвы да непонятное «сбрасывали с горы». Но рядом с этим местный царек припоминает. Как аж в 1939 году была наказана за измену мансийская женщина, да другая, посетившая священное место, была связана лыком и утоплена в озере. Дикий. Мол, народ. Чего с него взять?...Вот так не замечается огромное ГУЛАГовское бревно в Ивдельском концлагерном «заповеднике». Гипертрофированное административное сознание следовало, как всегда, в одном направлении — пугать и не пущать"
А, с другой стороны, буде манси рассказали бы во всех подробностях о следах и звуках, что изменилось бы? Разве что жертв оказалось бы раза в два больше...Нет, все-таки манси — мудрый народ, не чета этим «люча»...
Масленников:«Маршрут группы Дятлова мне кажется нормальным «средним» походом по трудности, мог быть вполне пройден в феврале месяце. Это высказывание основывается на личном опыте. С 9 по 24 февраля 1959 я с группой туристов г. Свердловска прошел в том же районе, что и группа Дятлова, но на 50-60 км южнее, в походе также III категории трудности. Мы совершили восхождение на г. Ойка-Чакур, на которую должна была взойти группа Дятлова в конце маршрута. Была и у нас непогода, но она не являлась непреодолимым препятствием».
1. Майя исследует «мансийский след»
Мистика — детство человечества.
Майя призналась — безо всякого давления со стороны, — что является сторонницей конспирологии в деле группы Дятлова. Присоединяюсь к ней, как и множество других посетителей сайтов на тему группы УПИ. И вот в САМИЗДАТЕ на своей странице Майя публикует работу «Мансийский след» часть 1. я посвятил этому уже две главы и даже не думал возвращаться к этому вопросу, но Майя — слишком серьезный человек чтобы не прислушаться к её мнению. Я сходу принялся за чтение, но уже на первых страницах прозвучали «сторожевые колокольчики». И пришлось вернуться к началу, чтобы извлечь из паутины вопросов особую ниточку, которая и поведет исследовательницу в нужном ей направлении.
Итак:
— «В народе ходили слухи, что убили манси, слухи, которые быстро успели нейтрализовать распространением других слухов — о так называемых огненных шарах.
— Были ли причастны к гибели группы местные северные народности манси и ханты, следствие ответило: ’нет’. Но читая документы Уголовного дела, замечаешь, как несерьезно и даже легкомысленно отрабатывалась версия причастности манси. Словно из-под палки проверяли семьи манси, живущих недалеко от места, где были найдены погибшие ребята. Примечательно, что это была первая версия, которую выдвинуло следствие. Выдвинуло, поработало месяц и вдруг внезапно оставило, несмотря на многие противоречия в ответах свидетелей и подозреваемых. Были ли манси на самом деле причастны к гибели группы, неизвестно, поскольку нет доказательств. Как нет доказательств и другим многочисленным версиям. Но я уверена (и не только я), манси знали, почему погибли дятловцы. И знание это было опасно для тех, кто знал.
МАНСИ — одна из любимых моих тем.
Тема довольно непростая и даже тяжелая, долго лежал готовый материал, что-то все время останавливало его публиковать. А когда решилась, и текст был согласован с В.Андросовым, со мной лично произошли странные события, которые духовные лица определили как результат вмешательства оккультной силы. Через силу постаралась доработать материал, говорю об этом потому, чтобы и другие знали — небезопасно вторгаться в темные сферы язычества. Особенно, когда пытаешься провести аналогии в причастности манси к гибели группы Игоря Дятлова. В этой публикации привожу все ’за и против’ этой версии. Привожу все случайные ( а может, и неслучайные) совпадения с фактами, отображенными в Уголовном деле»
Ну, по поводу высших сил — это к господину Кизилову. А я — хоть и язычник, но не до такой же степени. Сорок лет общения с ханты Геннадием Степановичем Райшевым не прошли для меня даром, особенно в связи с тем, что на моих буквально глазах рождались сотни его шедевров, причем 99% работ были в родовой и природной сферах ханты. А манси — тот же народ, с теми же корнями и с той разницей, что манси — охотники и оленеводы, а ханты — охотники и рыбаки.
Я не поленюсь отсканировать несколько иллюстраций из альбомов художника и графика Райшева (надеюсь, он простит мне эту вольность). К этим альбомам я еще вернусь, а сейчас скажу только, что душа народа — в его искусстве, а искусство моего друга — именно народное: в него вложена душа безо всякого отклонения на обряды. В которых некая придуманная прагматика определяет психологическое состояние народа и каждого единого его члена. Я мог бы сейчас закрыть эту тему и приняться писать о друге и искусстве. Которое по большей части является искусством народа через художника Райшева. Майя оперирует трудами разных веков — северным народам посвящено их много. А вот буквально в двух шагах от меня — книга Еремея Айпина, которую оформлял Геннадий Степанович в советские еще почти времена, в 1990 году.
Райшев родился в 1934 году, через три года был репрессирован его отец, как самый грамотный в деревне. А рассказал он об этом трогательно и просто: «Я только увидел, как милиционер уводил отца навсегда за ёлочки». Такая вот трагедия. Безо всякого плана мести. Гена стал мечтать и стал художником.
Может быть, это тот саамы Йозеф К. глухарь, которого я добыл на Первой Серебрянке, и из которого мы с Геной потом сварили роскошный суп.
Я мог бы длить и длить художественное пиршество северного народа, которое в советские времена приветствовалось идеологически в некотором объеме, а теперь эти работы — вклад в мировое искусство. И в советские времена при экспансии на север нефтяников и газовиков, самые пронзительные гравюры его — это плачущие гагары, которым уже «не место» в родных местах.
Исторический плуг перепахал оленный и рыбно-пушной север. Но, как раскольники уходили от официальной церкви в далекие скиты, манси искали новые пастбища для оленей. Правда, как я слышал, после перестройки оленеводы распустили общественные стада по своим улусам и значительно прибавили поголовье .
Но это — отступление от текста Майи, который она собрала в пользу (ли наоборот) имеющейся или подозреваемой ею версии.
— Неудивительно, что обиды копятся, копятся и потом выплескиваются и, как водится, необязательно на обидчиков.
— Запомним этого парня Мир-Сусне-Хума. В дальнейшем он еще не раз появится в моем повествовании и, возможно, сыграл главную роль в гибели группы. Но об этом позже, во второй части статьи.
О пресловутом чуме: «М.П.: — Эта конструкция была сфотографирована в конце февраля- начале марта 1959 г. поисковиками на Холат Чахле, когда искали пропавшую группу Дятлова. Потом она быстро как-то исчезла, никто из бывших студентов-поисковиков, живущих ныне, ее не помнит и вообще не видел. Думаю, что ее быстро разобрали по приказу власти, чтобы не привлекала внимание гражданских лиц и не вызывала у них ненужные мысли в отношении манси»
— Говорит Александр Вельм — На фото с рогами лося, видно следовую дорожку внутри и снаружи, значит, это жертвенное место посещалось и делалось недавно. Дорожка хорошо натоптана и давность следов примерно соответствует давности следов на склоне (Примечание мое: я думаю, это следы поисковиков, они нашли конструкцию и ходили вокруг, сделав фото), количество кольев говорит о количестве участников данного жертвоприношения и число их сакрально. Хорей говорит о шамане, пасущем стада свои, то бишь род и живность. Такое же количество стволов мы видим и на настиле. и такое же количество соответствует сломанным ребрам. Итак, сооружение, настил и ребра...имеющий уши да сочтет число... 15...
Достаточно много места Майя уделяет, якобы, случайным убийствам на охоте, хотя как раз в этом-то ничего удивительного нет. Во-первых, «огненный запас» дорог. Во-вторых, охотники стреляют навскидку (сам наблюдал это у Райшева). В-третьих, такие случаи и сейчас не редки, я знаю, по крайней мере, три таких несчастья. Да и мне довелось как-то, возвращаясь из избушки к велосипеду, услышать выстрел и увидеть ветку, которая чуть не свалилась мне на голову. Потом — еще и еще. Выбравшись на дорогу, я увидел, как «новый русский2 обучает стрельбе супругу. Мне они не удивились и даже не извинились. Такова тайга, где случайности отведена своя роль.
Майя записала слова Андросова: «Многие из „дятловедов“, утверждают, что первыми нашли двоих погибших не Иван Пашин, а якобы другие поисковики. Но сидя на лавочке у дома Чагина Егора, Иван Фотеевич мне рассказал, что первый обнаружил палатку погибших, она была завалена снегом, конечно, с вершины снег сдувается, но если поставить какое-нибудь препятствие, ту же палатку, то снег скопится сначала на той стороне, где дуют господствующие ветра, а затем перевалит и на другую сторону палатки. И таким образом возникнет большой сугроб. Что и случилось. Пашин Иван нашел ее только потому что, как он говорил, на палатке был небольшой красный флажок. Этот факт, по-моему, нигде не фигурирует. Просто не знают или кому-то выгодно умалить достоинство Пашина И.Ф.
Ну, как же, типа старик, что он понимает, что знает о этих местах. Дурачье, он все знает, но молчит, его никто и не спрашивает и не каждому доверит он эту тайну. По этому самому месту по этой самой оленьей дороге (салин-лех),он многих с Печоры привел на жительство в наши края на восточный склон Урала.
Так, вот и первых погибших, девушку и парня у кедра, тоже нашел Иван Фотеевич, как он мне рассказывал, один из них держал кусочек бересты, а другой спички, сидели они на корточках, полураздетые, в таком положении и замерзли. Кто держал спички, а кто бересту, я просто забыл, но думаю, что это не важно, по логике спички должен зажигать мужчина, думаю, что так и было, мужчина со спичками, девушка с берестой. „Дятловеды“ все переиначили, не нашлось место Пашину И.Ф. в этой истории. Все и палатку и первых погибших нашли они, но не Иван Фотеевич, забрали себе все лавры. Я верю рассказам Пашина И.Ф. и только ему и только он мог найти первых пропавших».
Странная история, не правда ли? Может ли эта «картина» иметь какой-то сакральный смысл? А женщина и мужчина на склоне около палатки? Тоже. Вот только канва событий разнесена во времени и в свидетельствах. Это — важно. К сожалению, теперь уже не у кого спросить. Хотя ниточка сия затейлива и требует особого внимания...
Даже в разговоре звучит — осторожность и даже «трусость» манси. Первое, разумеется, вернее. Когда не только у мужчин, но и у женщин манси на счету по два десятка добытых медведей, о трусости говорить не приходится.
— «Но в тот раз Сарапион вел «баб» на Печеру. В 1960 году жители п.Вижай, и 1-го Северного, по-старинке, человек 9 в основном женщины с десятилетним пацаном, пошли на ту сторону хребта, на родимую сторонку, там у многих оставались родственники, навестить их, дело было привычное, на моторках доехали до р.Ауспии, а там по тропе, вел их Собянин Сарапион Демидович. При подходу к месту гибели туристов, на них навалился какой-то цветной туман, густой как кисель... какого именно цвета? Он говорил, что сероватого...
Все перетрухали, испугались, но дед Сарапион сказал: «Бабы, собрались все в кружок, накрылись одеждой и никуда по сторонам не смотреть, сидеть тихо, без лишних движений», сам сел отдельно и закрыл голову плащом. Для него это не было неожиданностью, он уже встречался с этим и знал, что надо предпринять. Малец высунул руку из под плаща, рука исчезла, он испугался и сильно заплакал, мать его еле успокоила, так было страшно. Этот туман был как живой, такое ощущение, что им кто-то управлял.
Но это еще было не все, вдруг мелко затряслась каменная рассыпь, как при землетрясении, все застыли на месте, даже мальчуган перестал от страха плакать. Но Сарапион Демидович стал успокаивать женщин: «Бабы успокойтесь, сейчас все пройдет», так как с этим явлением ему приходилось не один раз встречаться. Минут через 15-20 землетрясение прекратилось, туман рассеялся и выглянуло солнышко. Женщины скорее собрали свои пожитки, ребенка под руки, припустились без оглядки с этого места в сторону Печеры. Но обратный путь прошли не все. Мальчугану с матерью пришлось ехать поездом до Ивделя, а потом на машине на Вижай. Мать испугалась за него, а вдруг снова в дороге через хребет, что-нибудь такое же случится? И поехала поездом, да и пацан не захотел испытывать больше такие страхи.
Был такой охотник с дер. Бурмантово, Логинов Ильич, он там постоянно охотился в 70-х годах от «госпромхоза» , а раньше в этих как раз местах и охотился Пашин И.Ф. и его друг Сарапион Собянин и прозвали его резиденцию таким образом — ’База Ильича’. Там был хороший дом, баня, дом для «приезжих», большая поляна. А на той стороне Лозьвы в 19 веке жили манси Укладовы поселок назывался Саднак-павыл (поселок у семи лиственниц), наши местные когда проезжали мимо, всегда говорили, проехали или были на «семилиствяничном». И вот увез он туристов на базу попил с ними чай и поехал обратно на Вижай. Подъезжая к р. Ауспии, увидел двоих людей, которые выскочили с тропы, которая идет на перевал, глаза как блюдце, ужас на лице. «стой, стой», кричат. Он остановился, они быстро запрыгнули в машину, «гони, гони». Когда проехали немного и они почувствовали себя в безопасности, стали рассказывать следующее. Когда поднялись на перевал, а это было летом в конце июня, в такое же период, тоже в июне и «бабы» ходили через хребет, под ними вдруг затряслась земля, ощущение не из приятных, страх, ужас, молодые, что с них взять, да каждый на их месте мог испугаться. Их охватила паника и они, бросив свои пожитки, побежали вниз по тропе к дороге. Когда ехали по дороге на Вижай, они не могли успокоиться, перебивая друг друга, рассказывали про это непонятное явление. Вроде горы старые, землетрясений никогда не было, и вдруг? Есть о чем задуматься. И все ли так гладко в «королевстве датском».
— Мне сразу вспомнился Ю.Е.Юдин, как внезапно в походе у него заболела нога и он должен был вернуться домой, так как дальше идти не мог. Александр Вельм объясняет этот факт тем, что шаман увидел в группе болезненного туриста и отделил его от здоровых, больные для жертвоприношения были не нужны. Поэтому его шаман отправил домой, сделав так, что у Юрия Юдина заболела нога.
В.А.: — Про шамана — это собирательный рассказ, автор мог и преувеличить, рассказывая о Викторе. А что у Юдина с ногой, не обращай внимание, просто натер или застудил, перетрудил, это бывает, а может интуиция не подвела, думаю, что она, а нога просто присказка, почувствовал, что это не его маршрут, а сознаться не хотел, вот и сказал про ногу.."
Дале еще рассказывается о том, что в тех горах какое-то божество трясет камни и «курит трубку» (туман?).
Что же...Я мог бы привести десять страниц хантыйских быличек, которые рассказывал нам в таёжных избушках Райшев, но они опубликованы в одном из его альбомов, и прочитать их можно. Некоторые быличуи он «иллюстрировал» в своих работах.
Ладно, приведу одну. Охотник вечером в зимней избушке услышал, как зашаркали снаружи лыжи, кто-то оббил снег, дверь открылась, вошел сосед деревенский. Чаю попили, а сосед в глаза не смотрит. Ночевали. Встал, а соседа нет. Выглянул из избушки — лыжного следа тоже нет. Вернулся домой, а баба ему сказывет, что соседа-то схоронили недавно...
Поскольку в нашем распоряжении лишь первая часть «Мансийского следа», трудновато сказать, в какую сторону ведет Майя. Но прослеживается идея языческого, жертвенного, сакрального действа. Майя человек деятельный и способна раздобыть такое, что обычному исследователю и не снилось. Общее направление мыслей её мне понятно. Нужно призадуматься над конкретикой...
Тем не менее вспомним, что это — 1959 год, и для современной молодёжи время это почти былинно и даже сказочно. Забывать об этом не стоит.
Странно, что я не поговорил о дятловцах с Райшевым, а сейчас он — в Ханты — Мансийске. Его северный взгляд мог оказаться интересным и полезным. Ну ладно, отложу до весны, до следующего его приезда.
Список Бахтияровых, упоминающихся в УД:
1. Бахтияров Никита Владимирович 30 лет
2. Бахтияров Николй Якимович 29 лет
3. Бахтияров Прокопий Савельевич 17 лет
4. Бахтияров Павел Васильевич 60 лет
5. Бахтияров Сергей Савельевич 21 год
6. Бахтияров Петр Якимович 34 года
7. Бахтияров Тимофей
8. Бахтияров Александр
9. Бахтияров Кирил
Это только Бахтияровы.
Есть ещё Анямовы, Куриковы и другие.
Теперь — о фактуре возможного или невозможного преступления на Мертвой Горе, совершенного, якобы, оскорбленными в своих языческих чувствах манси. Начнем с того, что это была первая версия 1959 года. Возвращение на круги своя теперь — от умственного бессилия и разброда в мнениях.
Девять вполне здоровых туристов могли бы оказаться в столь плачевном положении, если бы только манси опоили их чем-то — усыпили или вывели из строя. Но...
Недавно я читал о кораблекрушениях 18-19 веков близ северо-западных берегов Африки. Местные племена считали спасшихся моряков прямой добычей, а ранг их был ниже ранга животного, вплоть до того, что в пустыне бедолагам приходилось пить чаще всего верблюжью мочу.
Северный Урал — дело совсем иное. Исторически это достаточно цивилизированный район с элементами взаимного вкрапления местных и пришлых. Самое большое несчастье, которое пришло с русскими, — спиртное. Но аборигены вряд ли вполне ощущали опасность «сладкой» влаги. Пришлые научили их ставить брагу, для этого нужен был сахар — тоже от пришлых. Стали доступнее боеприпасы. Появилась медицинская помощь.
А верование? Представим себе, что Степан Куриков, депутат, был одновременно и шаманом. Для нас сам термин ШАМАН грозен и сакрален, но представь себе, читатель, что осталось бы от христианских икон, перед которыми молились, если бы с ними поступали так, как вогулы поступали со своими выструганными из дерева божками... Если молебный божок не выполнял просьбы, его отправляли в костер и стругали нового, более послушного. Северные народы жили в такой гармонии с природой, что и с высшими силами соседствовали почти на равных. Христианские корни здесь ничуть не обозначены — этого и быть не могло. Северная жизнь — в первую очередь — труд, а фольклор и верования — удел свободного времени. Природа язычества проста: нужно просто психологически убедить себя, что от таких-то и таких-то действий может проистечь определенный результат. Получилось — входит в привычку. Но ломать копья из-за божков и священного места — в двадцатом веке, извините, не гоже.
Мне скажут: а Золотая Баба? А несметные сокровища? Может, из-за них убили дятловцев.
Не было в природе северных народов — добывать золото или драгоценные камни. Не сгодились бы они в обиходе. А если теже Березовские князья когда-то могли похвастать серебряным или золотым изделием, то все это — привозное и немногочисленное. Так что и этот «след» ведет в никуда.
Но предположим...достаточно сильный отряд мужчин должен был покинуть юрты и отбыть на «некую операцию». Но таёжное ухо все слышит. Таёжный глаз все видит. Это не осталось бы незамеченным. Мало того, хорошо подпои аборигена и, и в знак благодарности чего он только не наговорит.
Положим.
Далее: мансийские лыжи на камусе оставляют не слишком глубокий след. Но все же не летают. На Мертвой ли Горе было дело или в другом месте — не важно. Снежная летопись все расскажет. Но не обнаружена пересеченка узких и широких лыж. К тому же шаман шаманом. Но погодой он управляет плохо и не может знать, когда и сколько выпадет снега. На Мертвой Горе так называемый чум был, а подходов к нему не обнаружено.
Когда два тела увидели с самолета около палатки, а потом они оказались (по Пашину) под кедром, в чуть позже были заменены на двух мужчин, то не Куриковых ли следует винить в подмене? Или — самого Пашина? То есть, они ночью ушли со стана для свершения тех действий, и никто из студентов этого не заметил? Или Слобцов был с ними в сговоре?
Да, интересно, что там у Майи в «загашнике», чем еще она нас «порадует»...
Особенно мне нравится в истории с манси лабаз — о нем. Наверное, до сих пор рассказывают байки в вечерних чумах. И палатку где-то научились ставить по-штормовому. И сухой закон объявили на Мертвой Горе: спирт — только в научных целях.
Ничего-то у них нет. И этого нет. И того — тоже. Это я про версии. Про то, что виноватых не было. И причины для виноватых не было. И вообще — самодеятельная тургруппа, чего с неё взять?
Не спорю — мансийский след красим. Экзотичен. Познавателен. Вносит свежую струю в затхлую атмосферу Интернета.
Читатель! обрати внимание хотя бы на то. Что по любопытству мы стали любознательными и обрели кое-какие отрывочные познания в отраслях. Совершенно нам чуждых. Это — большой плюс версий.
А минус? Есть и минус: мы пропустили мимо глаз сотни сериалов и сохранили чуточку вменяемости — во всяком случае, за пределами трагедии группы Дятлова.
А теперь, читатель, я порадую тебя еще одним произведением Геннадия Райшева. Это — изображение моей супруги в исполнении его.
Такой вот ХАНТЫЙСКИЙ (мансийский) след в художественной сокровищнице.
1 Запомни, читатель!