Валерий Белоножко
Я много работаю, исследуя и анализируя тексты Франца Кафки. Мои работы постоянно пополняются и публикуются на этом сайте.
- Ab ovo. Франц Кафка с самого начала
- Между небом и землей. Авторское послесловие
- Между небом и землей (10) Ракета и ракета
- Между небом и землей (9) Число зверя
- Между небом и землей (8)
- Между небом и землей (7)
- Между небом и землей (6)
- Между небом и землей (5)
- Между небом и землей (4)
- Между небом и землей (3)
- Между небом и землей (2)
- Между небом и землей (1)
- Перевал Дятлова: Между небом и землей
- Перевал Дятлова. Продолжение 14
- Перевал Дятлова. Продолжение 13
- Перевал Дятлова. Продолжение 12
- Перевал Дятлова. Продолжение 11
- Перевал Дятлова. Продолжение 10
- Перевал Дятлова. Продолжение 9
- Перевал Дятлова. Продолжение 8
- Перевал Дятлова. Продолжение 7
- Перевал Дятлова. Продолжение 6
- Пленник «Замка» Франца Кафки
- Перевал Дятлова. Продолжение 5
- Перевал Дятлова. Продолжение 4
- Перевал Дятлова. Продолжение 3
- Перевал Дятлова. Продолжение 2
- Перевал Дятлова. Продолжение 1
- Перевал Дятлова.
Двадцать первый век - Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 19
- «Процесс» Дмитрия Быкова
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 18
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 17
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 16
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 15
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 14
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 13
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 12
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 11
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 10
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 9
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 8
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Часть третья
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 7
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 6
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Часть вторая
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 5
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 4
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 3
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 2
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 1
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Часть первая
- Влтава Франца Кафки
Несмотря на некоторый интерес к афористике, Франц Кафка не имел никакого желания встать на путь нравоучительства. Он писал о себе, для себя и на основе собственного опыта: крохотного - по обстоятельствам жизни внешней, но глубинно-океанического - внутренней. Уникальность его гения в том и состояла, что, явно прозревая буддийскую невозможность ответов на главные вопроса мироздания и Божественное откровение, Франц Кафка выбрал полем сражения собственную личность, но не душу как таковую.
Собственно, анализировать мировоззрение Кафки так сложно именно потому, что он был интуитивистом, не стремящимся к энтомологической игре с булавками, накалывающими трупики бывших летучих мыслей. В океане его мыслей волны догоняли и обгоняли друг друга, и никакой не отдавалось предпочтения, и ни одна не достигала необитаемого острова - читатель, как таковой, вообще игнорировался.
Ангажированность большинства писателей вполне понятна - им необходим фундамент читателя, на котором они строят свои произведения. Воздушным же замкам Франца Кафки достаточно (и необходимо!) почти безвоздушного пространства стратосферы, обитателями которого становятся столь немногие счастливцы. Удивительно (но не совсем), отчего читательское внимание, избалованное мистической и фантазийной продукцией, "не клюёт" на полноценную наживку его текстов. Да, это не червячок, на которого сплюнул незадачливый автор,, и даже не анаконда теле-триллера; это - лох-несское чудище, доступное взгляду немногих, остальным же недосуг вглядываться в таинственные волны, которые почти незаметно-судорожно пробегают по поверхности обывательской жизни.
Франц Кафка всего за 12 лет своего творчества достиг мастерства яхвического присутствия в романе "Замок". Имя Хичкока - у всех на слуху, всенпочитаемо и произносится с придыханием, тогда как он - всего лишь плагиатор (пусть умелый) естественного движения неестественного героя К., который весь состоит из настоящего - без фундамента прошлого и подъемной силы будущего.
Землемер (?) К. появляется в романе "Замок" без какого-либо признака своей профессии - ни приборов заповедей, ни ходульного аршина, ни регистрационного журнала изысканий. Он - как tabula rasa - не несет в себе никакого этического признака. Он - ребенок, руководствующийся лозунгом "Хочу и буду!". Он - эгоист, которому не ведомо сомнение в собственной правоте и собственном праве.
Это - право первородства, но даже не в библейском смысле. Нет, К. вообще - единственная личность на планете Земля; все прочие - из флоры и фауны - предоставлены в его распоряжение для достижения неведомой цели. Да, К. еще различает признаки пола, но и его совокупления несут скорее сакральный, а не физиологический характер. Он ПОЗНАЕТ Фриду лишь как посредницу в предвкушении ПОЗНГАНИЯ Кламма - ПОЗНАНИЯ ЗАМКА.
Все средства для него хороши - мораль пребывает за скобками романа, и в этом смысле он сакрально-безрелигиозен. С христианством в нем покончено раз и навсегда.
А с иудаитзмом?
Макс Брод свидетельствует, что после смерти друга он нашел множество упражнений его в иврите, а за год до смерти в Берлине Франц Кафка слушал лекции о Талмуде в Институте по изучению иудаизма. Конечно, это вполне можно связать с влиянием его молоденькой спутницы жизни Дорой Димант, гораздо более его приверженной еврейским традициям и религии. Но в этот период им писались уже "Маленькая женщина" и Нора", тогда как "Замок" остался заброшенным.