Валерий Белоножко
Я много работаю, исследуя и анализируя тексты Франца Кафки. Мои работы постоянно пополняются и публикуются на этом сайте.
Новые темы
- Ab ovo. Франц Кафка с самого начала
- Между небом и землей. Авторское послесловие
- Между небом и землей (10) Ракета и ракета
- Между небом и землей (9) Число зверя
- Между небом и землей (8)
- Между небом и землей (7)
- Между небом и землей (6)
- Между небом и землей (5)
- Между небом и землей (4)
- Между небом и землей (3)
- Между небом и землей (2)
- Между небом и землей (1)
- Перевал Дятлова: Между небом и землей
- Перевал Дятлова. Продолжение 14
- Перевал Дятлова. Продолжение 13
- Перевал Дятлова. Продолжение 12
- Перевал Дятлова. Продолжение 11
- Перевал Дятлова. Продолжение 10
- Перевал Дятлова. Продолжение 9
- Перевал Дятлова. Продолжение 8
- Перевал Дятлова. Продолжение 7
- Перевал Дятлова. Продолжение 6
- Пленник «Замка» Франца Кафки
- Перевал Дятлова. Продолжение 5
- Перевал Дятлова. Продолжение 4
- Перевал Дятлова. Продолжение 3
- Перевал Дятлова. Продолжение 2
- Перевал Дятлова. Продолжение 1
- Перевал Дятлова.
Двадцать первый век - Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 19
- «Процесс» Дмитрия Быкова
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 18
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 17
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 16
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 15
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 14
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 13
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 12
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 11
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 10
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 9
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 8
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Часть третья
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 7
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 6
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Часть вторая
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 5
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 4
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 3
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 2
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 1
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Часть первая
- Влтава Франца Кафки
Реклама
Физика и метафизика сексуальности Франца Кафки
Часть третья
Далее нам предстоит попытаться представить процесс превращения некоей психо-сексуальной энергии в творческую. Философский термин СУБЛИМАЦИЯ определяется как психический процесс преобразования и переключения энергии аффектных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. При том же присутствует и господин Фрейд с его либидо и вытеснением. И это область существования психологии науки не менее загадочной, как какая-то там Тантрическая Йога.
Я упоминаю о ней потому, что на моем столе раскрыта книга Артура Авалона (Джона Вудрофа) "ЗМЕИНАЯ СИЛА!, посвященная КУНДАЛИНИ ЙОГЕ. Европейское сознание давным-давно невозможно удивить какой-нибудь экзотикой, и, казалось бы, как говорится, флаг, то есть книгу нам в руки. Но поскольку это не факирские штучки, а исследование, требующее внимания и умственных усилий, среди немногих сюжетов, блуждающих по обывательской прессе (а иной она и не бывает), упоминание о Кундалини-Йоге встретить трудно.
Индусы (кроме представителей касты шудр) никогда не дотрагивались до мертвого тела, а тем более не рассекали его, пока патологоанатомия не была завезена из Европы. Тем не менее, Тантры снабжают нас необычайной информацией, касающейся человеческого тела. Правда, среди дошедших до нас индусских Шастр Тантры наиболее затемнены. Тантрическая теория, на которой основана Йога "САТЧКАРА БХАВА", предполагает существование в человеческом теле шести главных центров ЧАКР или ПАДМ (вследствие их сходства с замечательным цветком лотоса). Они размещаются один над другим и связаны тремя воображаемыми каналами эмблемы Ганга, Ямуны и Сарасвати. Индусы так упорно придерживаются этой теории, что даже когда им при вскрытии показывают доказательство несуществования воображаемых ими ЧАКР, они говорили, что ПАДМЫ существуют лишь до тех пор, пока человек жив, но исчезают в момент его смерти. Тем не менее, они могли быть и правы, ибо сознание и жизненные центры не могут существовать в теле, когда умер организм, который они поддерживали ранее.
В связи с этим также можно вспомнить сообщение, опубликованное в 80-х годах в "Литературной газете" об открытии американскими учеными продольного лимфатического сердца вдоль позвоночника, выполняющего функции, подобные функции сердца, перегоняющего в человеческом теле кровь. Отчего-то раньше ученые и патологоанатомы не умели его обнаружить, а ТАНТРЫ трехтысячелетней давности сообщают об этом, как о непреложном факте. Так что не все так просто и ясно в системе нашего материалистического учения.
Человеческое тело существует посредством Атмана, или Сознания. Праны поддерживают его как индивидуальное человеческое существо, которые поддерживают также различные принципы и элементы (Таттвы), из которых оно состоит. Эти Таттвы, пронизывающие все тело, имеют центры, лежащие вдоль оси позвоночника, и есть Сукшма-рупа или тонкая форма того, что существует в грубой форме (Стхула-рупа) в физическом теле, которое собрано вокруг них. Они и есть проявление ПРАНА-ШАКТИ, или жизненной силы. С объективной точки зрения ЧАКРЫ витализируют и контролируют плотные телесные оболочки в областях позвоночного столба ганглии, сплетения, нервы, артерии и органы в этих областях. Только в этом смысле целая область, которая вытягивается из тонкого центра к периферии с соответствующими телесными элементами, может быть рассмотрена как ЧАКРА. Грубое и тонкое здесь связаны, ментальная операция на одной будет воздействовать и на другое.
Ум, Дыхание и Сексуальная Функция здесь переплетены, и чтобы стать УРДХВАРЕТАС (Восходящим), требуется "поднять свое семя вверх". Вверх это к лотосу САХАСРАРА, к теменному родничку, к отверстию или окну Брамы, соединяющему садхака с мирозданием.
В областях низших ЧАКР МУЛАДХАРА у половых органов над задним проходом и СВАДХИСТХАНА В ОБЛАСТИ ПОЛОВЫХ ОРГАНОВ У ОСНОВАНИЯ ПОЗВОНОЧНОГО СТОЛБА ТАИТСЯ, свернувшись, КУНДАЛИНИ ЗМЕИНАЯ СИЛА.
Кундалини частично статична и частично динамична, происходит как бы бросок динамического полюса вовне, в порядке развертывания колец, но само основание или статический полюс остается на своем месте. Ни в одной из стадий реального процесса КУНДАЛИНИ не развертывает себя полностью вовне, и даже не задействует все свои кольца. Если бы МУЛАДХАРА ЩАКТИ не оказалась возбужденной, никакой эволюции не было бы возможно вообще. Петли КУНДАЛИНИ это и есть основа всего эволюционного процесса. Любой творческий акт воздействует на МУЛАДХАРА-ШАКТИ так, что реакция не затрагивает относительный покой свернутой КУНДАЛИНИ, не изменяет его силы или интенсивности, но не уменьшает и не прибавляет колец. Не обычный акт дыхания, а могучая ПРАНАЯМА воздействует на КУНДАЛИНИ настолько, что пробуждает её спящую силу и посылает её пронизывать центры. ШАКТИ никогда не может быть истощенной. Самоизвержение свернутой силы из МУЛАДХАРЫ поднимается по СУШУМНЕ, А САМА свернутая сила не движется и не нуждается в том, чтобы хотя бы дрогнуть. И в УПАНИШАДАХ сказано: "ЦЕЛОЕ ВЫЧИТАЕТСЯ ИЗ ЦЕЛОГО, ХОТЯ ЦЕЛОЕ ОСТАЕТСЯ".
Поэтому поднимающаяся по СУШУМНЕ сила есть развернутая сила, но не сама КУНДАЛИНИ, а её динамическая составляющая. КУНДАЛИНИ развертывается в одном аспекте (тонком) и остается свернутой в другом (в грубом).
Вчитаемся в поэтические строки Шарада Тилака, трактующие метафизику КУНДАЛИНИ ЙОГИ: "Мы молимся Парадевата, соединенной с Шивой, чья сущность чистый нектар блаженства, ярко-красный, как кармин. Как юный цветок хибитус, как небо в час заката; которая прокладывает свой чистый путь сквозь массу звуков, исходящих из гудения и прорыва двух ветров в середине СУШУМНЫ, и поднимается к этой блистательной энергии в сиянии и блеске десяти миллионов молний. Пусть Она, КУНДАЛИНИ, Та, которая быстро восходит к Шиве и возвращается от Него, одарит нас плодами Йоги! Пробужденная, Она является Коровой Изобилия для Кауласов и Колпов, ползучим растением всего желаемого для тех, кто поклоняется Ей!"
Здесь читатель в изнеможении может воскликнуть: "Какое отношение все это имеет к физике и метафизике сексуальности Франца Кафки?" Однако не станем спешить, поскольку Авалон уже переходит к физике КУНДАЛИНИ ЙОГИ.
"Где же должна раствориться Вселенная? Она возвращается в ШАКТИ, которая её спроектировала. Она разрушается, так сказать, в математической точке без какой-либо другой причины. Нужно представить себе, что вокруг Шива бинду СВЕРНУЛАСЬ КОЛЬЦОМ ШАКТИ совершенно точно так же, как в земном центре, называемом МУЛАДХАРА ЧАКРА, в человеческом теле змея обвивается вокруг ДАЛЛУСА (СВАЯМБХУМИНГАМ), который произвел сам себя. Эта свернутая кольцом ШАКТИ может быть представлена как математическая линия, пусть без величины, которая будет повсюду с точкой, вокруг которой она свернулась, сжата вместе с ней и поэтому образует единство с той же самой точкой. Это единое, нераздельное единство двух аспектов, фигурирующих в ТАНТРАХ, так же как зерно грам (Карнака), которое имеет два семени, столь тесно соединенных, что выглядят как одно семя, окруженное внешней оболочкой. (Два семени это ШИВА И ШАКТИ, а оболочка МАЙЯ). Когда они расходятся и идут поврозь, то это и есть Творение.
Чтобы вернуться в прежнее состояние, ШАКТИ, свернутая кольцом вокруг ШИВЫ, делается единой с точкой БИНДУ это и есть АЛИНИ ШАКТИ. Термин КУНДАЛИНИ это кольцо или запястье. О ней говорится, как о свернутой кольцом, потому что она подобна змее, которая покоится и спит, свернувшись, и потому, что природа её силы спиральная и проявляет себя, как таковая, в МИРАХ СФЕРОИДАХ ИЛИ ЯЙЦАХ БРАХМЫ в их круговых или вращающихся орбитах. Итак, ТАНТРЫ говорят о развитии прямой линии из точки, которая при своем выходе в длину из точки была развернута спиральным движением МАЙИ, в которой она развивается так, чтобы образовать фигуру двух измерений, вновь поворачивающуюся вокруг себя, восходя как прямая линия в плане трех измерений, образуя треугольник или пирамидальную фигуру, называемую СРИНГАТАКА в форме СИНГАРЫ водяного ореха, растущего в озерах Кашмира.
Несомненно также, что есть связь и сообщение между ШАКТИ ментального и сексуального центров, и сила последнего, направленная вверх, исключительно возвышает все ментальные и физические функции.
В книге "Распечатанный Апокалипсис" говорится: "Тот, кто подчиняет себя псевдо-оккультной воле, лишь ведет свой интеллект к деградации и в своем ребяческом психизме становится добычей злого влияния призрачного мира и разрушает свою душу безумной практикой фаллического колдовства". Так ли это? Возможно, что извращенная или плохо руководимая концентрация на сексуальном плане или связанными с ним центрами, может иметь указанное действие. Возможно, что комментатор Лакшмидхара имеет в виду это, когда говорит об УТТАРА КАУЛАС, который пробуждает КУНДАЛИНИ В МУЛАДХАРЕ, чтобы удовлетворить свои желания мирских радостей и не пытается поднять её вверх, к высочайшему центру, который и есть объект сверх мирового блаженства, искомого Йогой.
Во времена Кафки тантрические тексты еще не были переведены, тем удивительнее выстраиваются три факта литературно сексуальной практики нашего героя.
1. Новелла "Приговор" заканчивается фразой: "В это время на мосту было оживленное движение".
2. Запись в Дневнике 23 сентября 1912: "Онемевшие от сидения ноги я с трудом мог вытянуть под письменным столом. Страшное напряжение и радость от того, как разворачивается передо мной рассказ, как меня, словно водным потоком, несет вперед. Много раз в эту ночь я нес на спине собственную тяжесть. Всё можно сказать для всех, для самых странных фантазий существует великий огонь, в котором они умирают и воскресают. ТОЛЬКО ТАК можно писать, только в таком состоянии, при такой полнейшей обнаженности души и тела".
Но и это еще не все.
3.Кафка признавался своему другу Максу Броду, что, заканчивая "Приговор", он, Кафка, эякулировал!
Вот тебе, дорогой читатель! Вот тебе и физика, и метафизика одного рассказа: можно даже сказать КУНДАЛИНИ ЙОГА в чистом виде!
Тем не менее, приходится признать: для того, чтобы сделать вышеуказанное открытие, Кафке потребовалось все-таки, все-таки встретить Фелицию Бауэр, долго о ней думать и написать ей письмо. Кстати, второе к ней письмо имеет ту же протяженность, что и "Приговор" семь страниц. Но насколько они отличаются тональностью: рассказ сплошная рефлексия, письмо… что ж, если его опубликовать в книге среди рассказов, оно окажется вполне новеллистичным. Кстати, и написано оно вполне непринужденно: совсем не скажешь, что автор из скромников скромник и в обществе всегда молчалив.
Что не удивительно в письме нет не только признаков сердца, но и признаков тела! Это чуть ли не деловое послание; впрочем, вполне дружелюбное, хотя и подступающее, так сказать, тихой сапой.
Полнедели назад Франц Кафка провел ночь наедине со своим рассказом (в котором, кстати, женщина не фигурирует) и испытал в итоге этого общения сексуальное наслаждение, так что вряд ли у него были поводы заискивать перед женским полом в лице той же Фелиции Бауэр! Тем не менее, в ежегоднике "Аркадия" 1913 года "Приговор" опубликован с посвящением своей конфидентке, то есть, писатель и фактически признавал, что соучастие её в создании этого произведения никак не номинально. Сублимация состоялась да здравствует сублимация!
Для того чтобы не впасть в подобное рабство, человек иной раз инстинктивно пытается сублимировать половое чувство так сделал и Фелиция Бауэр, стараясь обойти природу с фланга. Из своей жизни он вычитал поочередно то пол, то любовь, то семью. В случае Кафки уже можно говорить о монашестве без пострига…ну, или почти о монашестве. Вместо Бога он, правда, любил Литературу, Творчество.
О свободе и Боге Кафка изваял афоризмы №45 и №50:
"Чем больше ты выпрягаешь лошадей, тем скорее пойдет дело, то есть не скорее вырвешь из фундамента глыбу это невозможно, а скорее порвешь ремни и поедешь весело налегке".
"Человек не может жить без постоянного доверия к чему-то нерушимому в себе, причем и это нерушимое и это доверие могут долго оставаться для него скрыты. Одно из проявлений этой скрытности вера в личного бога".
Иной раз при чтении подобных пассажей может показаться, что мы живем не в Божественном мире, а в мире афоризмов. Правда, примерка их на себя иногда походит на "Новое платье короля", но с этим уж ничего не поделаешь философия не каждому по карману.