Валерий Белоножко
Я много работаю, исследуя и анализируя тексты Франца Кафки. Мои работы постоянно пополняются и публикуются на этом сайте.
Новые темы
- Ab ovo. Франц Кафка с самого начала
- Между небом и землей. Авторское послесловие
- Между небом и землей (10) Ракета и ракета
- Между небом и землей (9) Число зверя
- Между небом и землей (8)
- Между небом и землей (7)
- Между небом и землей (6)
- Между небом и землей (5)
- Между небом и землей (4)
- Между небом и землей (3)
- Между небом и землей (2)
- Между небом и землей (1)
- Перевал Дятлова: Между небом и землей
- Перевал Дятлова. Продолжение 14
- Перевал Дятлова. Продолжение 13
- Перевал Дятлова. Продолжение 12
- Перевал Дятлова. Продолжение 11
- Перевал Дятлова. Продолжение 10
- Перевал Дятлова. Продолжение 9
- Перевал Дятлова. Продолжение 8
- Перевал Дятлова. Продолжение 7
- Перевал Дятлова. Продолжение 6
- Пленник «Замка» Франца Кафки
- Перевал Дятлова. Продолжение 5
- Перевал Дятлова. Продолжение 4
- Перевал Дятлова. Продолжение 3
- Перевал Дятлова. Продолжение 2
- Перевал Дятлова. Продолжение 1
- Перевал Дятлова.
Двадцать первый век - Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 19
- «Процесс» Дмитрия Быкова
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 18
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 17
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 16
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 15
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 14
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 13
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 12
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 11
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 10
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 9
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 8
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Часть третья
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 7
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 6
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Часть вторая
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 5
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 4
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 3
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 2
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 1
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Часть первая
- Влтава Франца Кафки
Реклама
Духовный романтизм Франца Кафки
Часть 3
И вопрос этот очень важен. Обеими ногами стоять на земле, или подпирать головой небосвод, или то и другое вместе, или ни то, ни другое – вариантов, как мы видим, много, но опирающийся о землю в неё и ляжет, витающий в небесах проведет жизнь пустопорожне… Только страдание, устраняя жизненную эйфорию, освобождает человека для свидания с Абсолютом, когда маленький человек становится великим. МИССИЯ ЕСТЬ НАЧАЛО МЕССИИ. Франц Кафка был не столь откровенен, чтобы говорить и писать о своей миссии, но его литературная задача не была в первую очередь литературной. Литература – как посредник – требовала от писателя напряжения всех сил, ничего не обещая взамен. Счастья в литературном труде Кафка не искал и уж, во всяком случае, никогда не говорил об этом. Но и на бремя это не было похоже… молодой еврей, не слишком лестно писавший о Торе, быть может. Всерьез проникся идеей Бога Яхве – не видимого, и не называемого и, следовательно, лишь подразумеваемого во всех обстоятельствах жизни и смерти.
Йозефа К. кто-то преследует, «землемер» К. сам преследует кого-то, Карл Россман совершенно случайно выбирает ТЕАТР НАТУРЫ, ПРИРОДЫ и бесконечно мчит по направлению к нему. Не будем забывать, что роман «Америка» начинается с плавания через океан из Европы в Америку – символ Ионы во чреве кита. Второе название романа – «ПРОПАВШИЙ БЕЗ ВЕСТИ» – и вновь Иона-Карл во чреве поезда-кита. Не думаю, что сие – дань классическому образованию. Непреложность Бога – так или иначе – ведет нас по жизни. Сказав: «Я не верю в Тебя», мы уже признаем существование Бога. Трагическая альтернатива преследует нас всю жизнь, и не известно еще, что сомнительнее – альтруизм Бога или наш собственный. КНИГА НАШЕГО БЫТИЯ – собственно мировая литература – седьмая вода на киселе Библии, и для Франца Кафки это было столь же непреложно, сколь и отвратительно. Приблизительность, приближение – это еще куда ни шло, но отразительность, отобразительность, анфилада зеркальных отражений заведомо лишают нас опоры.
Спартанский образ жизни (перехлест, но не слишком!) породил и спартанскую литературу, которую лишь по нерадивости литературоведения относят к беллетристике. Первобытная синкретичность текстов Кафки, которые притворяются «читабельными», чтобы неприметно опьянять духом, который даже не требует строчных букв. Организация текстов Франца Кафки такова, что – вне зависимости от величины текста – (как капля морской воды или целый океан) – они содержат духовную соль ведического характера и потому ощутимы, несмотря на бесчисленные концентрические волны, исходящие из его невидимого эпицентра..
Образ черной кошки в темной комнате, где её нет, к текстам Кафки не применим. Я понимаю, что духовный элемент в литературе и искусстве, несмотря на то, что он буквально вопиет, ощутим, но не доказуем, явен, но явствен. Так глухонемые буквально «на пальцах» могут передавать друг другу важные вещи и мысли, так Франц Кафка при помощи азбуки умудряется передать содержание иероглифической надписи звездами в глубоком сумраке вселенной.
17 июля 2009
Это – вовсе не шутка и не преувеличение. Мы, как потребители текстов Кафки, не имеем возможности собственной судьбой проверить его посыл. Он ни на чем не настаивает, но приоткрывает врата для каждого, даже если тому это не нужно. Незаинтересованность Кафки в читателе удивительна, но она подтверждает его искренность и независимость. Я вспоминаю финал фильма «Беги, Форрест, беги». Когда некоторые люди находят смысл в беге героя и следуют за ним от штата к штату. Следовать за Францем Кафкой от одной его мысли к другой тоже заманчиво. Эти мысли (я не имею здесь в виду его афоризмы) спонтанны и, как выразился он сам, «все вещи, появляющиеся у меня в голове, растут не из своих корней, а непостижимо с середины… стебля». Это – очень важное признание, откровенное и поразительное – здесь есть даже намек на горделивость, но и недоумение – тоже. Проще всего назвать это ДАРОМ ОТ БОГА, пусть это ничего не объясняет. Так приходит поэтическая метафора или догадка о темной материи в недрах вселенной.
Не станем в своих комплиментах Францу Кафке вещать о КОСМИЗМЕ ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЙ, хотя они явно парят над землей, не имея материальной опоры даже в буквах. Есть в этом все-таки что-то от каббалы и начетнического толкования Торы – иначе к тексту Кафки не подступишься. Водяные знаки духа просматриваются на его страницах почти неосознанно и, как двадцать пятый кадр в кино, еще долго и тревожно потом будоражат воображение, которому тоже не достаточно этой опоры. Это – не упрек автору, и даже не упрек – читателю. Если рассуждать диалектически, в материальном мире мы живем в той же степени, что и в нематериальном (одна любовь чего только стоит!).
18 июля 2009
Христианский апостроф БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ, казалось бы, не обнаружим в текстах Кафки, даже если мы его переиначим: ЛЮБОВЬ ЕСТЬ БОГ. Сложные отношения нашего героя с религией и любовью – не проявленные напрямую – обманывают читателя. Молчание иной раз более трепетно, чем риторика. А уж молчание Франца Кафки… Как говорится, он себе на уме. Концентрация на поставленной задаче создает ауру его текстов, которая держит в напряжении читателя, но не любопытством, как в беллетристике, а загадкой бытия. Временность нашего бытия довлеет над нами, от него не отмахнуться, как от надоедливой мухи, и алкогольное и наркотическое инобытие – посильная (бессильная) замена духовных исканий.
Безрелигиозная религия Франца Кафки не явочным порядком вступила в его тексты, а проявилась на фоне неизбежного прохождения его героями своих судеб вблизи НЕПОЗНАННОГО И НЕПОСТИЖИМОГО. И – никакой мистики: Франц Кафка – реалист, каких еще поискать в литературе ХХ века, и его ненавязчивый протестантизм сродни Реформации шестнадцатого века, призывавшей искать Бога с открытыми глазами.