Валерий Белоножко
Я много работаю, исследуя и анализируя тексты Франца Кафки. Мои работы постоянно пополняются и публикуются на этом сайте.
- Ab ovo. Франц Кафка с самого начала
- Между небом и землей. Авторское послесловие
- Между небом и землей (10) Ракета и ракета
- Между небом и землей (9) Число зверя
- Между небом и землей (8)
- Между небом и землей (7)
- Между небом и землей (6)
- Между небом и землей (5)
- Между небом и землей (4)
- Между небом и землей (3)
- Между небом и землей (2)
- Между небом и землей (1)
- Перевал Дятлова: Между небом и землей
- Перевал Дятлова. Продолжение 14
- Перевал Дятлова. Продолжение 13
- Перевал Дятлова. Продолжение 12
- Перевал Дятлова. Продолжение 11
- Перевал Дятлова. Продолжение 10
- Перевал Дятлова. Продолжение 9
- Перевал Дятлова. Продолжение 8
- Перевал Дятлова. Продолжение 7
- Перевал Дятлова. Продолжение 6
- Пленник «Замка» Франца Кафки
- Перевал Дятлова. Продолжение 5
- Перевал Дятлова. Продолжение 4
- Перевал Дятлова. Продолжение 3
- Перевал Дятлова. Продолжение 2
- Перевал Дятлова. Продолжение 1
- Перевал Дятлова.
Двадцать первый век - Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 19
- «Процесс» Дмитрия Быкова
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 18
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 17
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 16
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 15
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 14
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 13
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 12
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 11
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 10
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 9
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 8
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Часть третья
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 7
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 6
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Часть вторая
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 5
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 4
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 3
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 2
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Продолжение 1
- Печать На Тайне Мертвой Горы. Часть первая
- Влтава Франца Кафки
Франц Кафка
ВАЛЕРИЙ БЕЛОНОЖКО
Невынесенный приговор
О Франце Кафке. Холодно и пристально.
5. Игра в прятки
Где труднее всего спрятать хвоинку? В японском хокку.
Где легче всего скрыться печали? В алфавите.
Франц Кафка умел прятать и прятаться. Собственно говоря, именно в этом и заключается его гениальность. Качество это и природное, и благоприобретенное, я бы даже сказал – частично заимствованное. Эдгар Алан По посылал нашему герою флюиды с противоположной стороны Атлантики. Эрнст Амадей Теодор Гофман микшировал правду и вымысел в своих историях. Профессор Фрейд навевал ужасные сны и объяснял их самым неправдоподобно-правдоподобным образом.
Детская игра в прятки природна. Жаль, что на долю взрослых остаются лишь детективные истории. Но, оказывается, такими историями испещрена вся наша жизнь. Вовсе не обязательно связывать их с преступлениями и убийствами. Нет, я не прав – отыскание любви или её убийство тоже детективно, а между ними – время и место преступления, колебания между страстью и долгом, между неблагодарностью и благородством.
В жизни таких историй больше, чем на библиотечных полках. Ах, какое это чтиво для сплетников и сплетниц! Какой у нас самих богатый опыт по этой части!
Франц Кафка воспользовался заинтересованностью детективными историями и стал обрамлять каждое свое произведение филологическим образом. Видимо, в его организме случилась лишняя хромосома, которая не только заставляла его маскироваться, но еще выделила ему необходимые средства для этого. Литературной обстоятельности 18-го и 19-го веков Франц Кафка противопоставил в своих миниатюрах мгновенно случившуюся ситуацию безо всяких одежек лишнего текста. Лапидарность Наблюдений, Созерцаний (или как еще там переводили BETRACHTUNG) настолько тщательно продумана и выпушена на свет божий так стремительно, что читатель не успевает даже опомниться, как оказывается внутри крохотного текста со всем своим богатым житейским опытом и, однако же, так и не может смириться с неумением справиться ни с предстоящим ему текстом, ни с чувством, им вызванным.
Возьмем хотя бы самое начало ТОСКИ:
Когда мне стало совсем уже невмоготу – это случилось в ноябрьские сумерки – и я, как по беговой дорожке, бегал по ковровой дорожке у себя в комнате, туда и обратно, туда и обратно и, увидя в окне освещенную улицу, пугался и поворачивал назад и обретал в глубине зеркала на другом конце комнаты новую цель и кричал только для того, чтобы услышать крик, хотя и знал, что на него никто не откликнется…
У нас уже появилась возможность самостоятельно смоделировать героя и придумать его бедственную историю, но тут же появляется, как привидение, ребенок, и новый персонаж встает меж героем и нами, хотя в конце, на той же странице текста, герой предлагает соседу забрать свое привидение.
-И все? – спросите вы.
Да, все. История заканчивается так же неожиданно, как и начинается, и при чем тут ТОСКА, и проходит несколько времени, чтобы сообразить, что, возможно, этот ребенок и есть ТОСКА, и, наверное, нагнал её сосед, с которым у герои свои отношения…
-Какие пустяки, - заметит читатель и станет считать так до тех самых пор, пока не увидит ребенка грусти в своей комнате.
Возможно, моя интерпретация текста случайна и даже неправомерна, но автор-герой так искусно спрятался на этой единственной страничке в своей комнате, и грусть моя еще не настолько материализовалась, и фантазия давно выросла из детских страничек… нет, к сожалению, не могу предъявить читателю ничего более убедительного, хотя, впрочем…
АМЕРИКА, ПРОЦЕСС, ЗАМОК – три вполне детективных романа, хотя некоторые и подверстывают их к фантастическим и даже – эзотерическим.
Ясность всегда и во всем – таков девиз обыденности. Сказки – да, но и у них могут быть почти разумные научно-фантастические предположения и объяснения.
По правде сказать, последние сказки рассказал нам Франц Кафка. То, что он придал им детективное напряжение и кажущуюся модернистской конструкцию, мы, конечно, осознаем при помощи своего немощного недоумения, но все догадки наши на этот счет рассыпаются горошинами, на которые коленками ставит нас учитель ФК, и нам больно. И мы в тоске до тех пор, пока не понимаем, что болят не коленки, а души. Детективная история выворачивается наизнанку внутри нас самих, но слишком уж просторны эти три романа, слишком маленькими мы кажемся внутри их, что отвергаем и саму возможность в них своего появления, поскольку благополучно умеем по-воровски упрятать в подсознание не только свое преступление, но и свидетелей его, и совесть отправлена в ссылку особым императорским указом, и можно жить в согласии с классическим детективом, где все складно, и гладко, и неправдоподобно.
Порок наказан, добродетель торжествует – вот к какому финалу мы устремляемся в чужих историях. В собственных умалена вина и наказание кажется чрезмерным, и проще замолить грех, чем его исправить или искупить. Мы все подвержены игре в прятки. И в конце концов оказывается, что мы прячемся от счастья, счастья собственной невинности, которая называется СОВЕСТЬЮ.
Открытие Франца Кафки – открытый финал истории. С самых первых своих литературных опытов он понял инстинктивно силу таких финалов, и, не завершив все три романа, предложил Загоризонтные интерпретации их в мифологических, религиозных, философских и даже исторических планах.
Не умри Франц Кафка раньше времени своей славы, стал бы он объяснять читательские и критические недоумения? Вряд ли. Он не был публичной личностью (которые так славно примыкают к словоформе публичная девка), и публицистика не имела с ним ничего общего хотя, по большому счету, о ПРАВХ ЧЕЛОВЕКА ОН СКАЗАЛ И СПРОСИЛ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЛЮБОЙ ДРУГОЙ ПИСАТЕЛЬ.